|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Янин В.Л.
Актовые печати Древней Руси XV в.в.
в двух томах
стр. 144
ничьего патронального изображения и княжеской геральдической эмблемы. Однако эта мысль также
не подтверждается наличными материалами.
Погодный рассказ летописи и известные списки новгородских посадников называют в
интересующее нас время следующих лиц, отправлявших в Новгороде должность посадника:
Костянтин Микульчич (1136—1137, 1146— 1147 гг.), Якун Мирославич (1137—1141,1156—
1160 гг.). Судила Иванкович (1141—1144,1147—
1156 гг.), Нежата Твердятич (1144—1146,1160—
1161 гг.), Захария (1161—1167 гг.), Якун (с
1167 г.), Жирослав (до 1171,1171-1172,1175 гг.),
Иванко Захарыгяич (1171, 1172—1175 гг.),
Завил Неревинич (1175—1176, 1177—1180,
1184—1186 гг.), Михалко Степанович (1176—
1177, 1180-1184, 1186-1189, 1204-1205 гг.),
Мирошка Нездинич (1169—1204 гг.), Дмитр Мирошкинич (1205—1207 гг.), Твердислав Михалкович
(1208—1211, до 1215, 1216—1219,
1219—1220 гг.), Дмитр Якунович (с 1211 г.),
Юрий Иванкович (1215—1216 гг.), Семен Борисович (1219 г.), Иванко Дмитриевич (1220—
1229 гг.), Внезд Водовик (1229—1230 гг.),
Степан Твердиславич (1230—1243 гг.) а7.
Большинство перечисленных здесь посадников известно нам только по их языческим именам, и
поэтому можно было бы догадываться, что именно таким посадникам принадлежали буллы с
изображением святых Николая, Мины и даже двух Анаинев. Однако противоречиво здесь другое
обстоятельство. Многие посадники носят христианские имена. Среди них дважды бывший на
посадничества Костянтин (Константин) Микульчич, занимавший эту должность в течение шести лет
Захария, дважды посадничавший Иванко Захарьвгнич. А как раз эти имена вовсе не представлены
изображениями печатей с княжескими знаками.
Поэтому более естественным представляется нам предположение о принадлежности таких булл
лицам, имевшим самое непосредственное отношение к княжеской администрации — полномочным
представителем князей, например тысяцким (имеются в виду не республиканские, а княжеские
тысяцкие). О существовании таких полномочных лиц сообщает летописный рассказ 1219 г.: «Князь же
Святослав приела свои тысяцькыи на вече, рече: «не могу быти с Твьрдиславом и отъимаю от него
посадьни-цьство» 88. О том, насколько авторитетной была эта должность княжеской администрации,
сообщают некоторые поздние источники.
" В. Л. Янип. Новгородские посадники. * НПЛ, стр. 59, 260.
Писатель второй четверти XVI в. 38 инок суздальского Спасо-Евфимьева монастыря Григорий в
житии Евфросинии Суздальской сообщает: «Во времена же та бысть Суждаль-скоф княжение
держащему благоверному великому князю Мине Ивановичу, и бысть же той благоверный при всем
благочестив, отгребайся от всякого зла, той един преодолевая всех саном и гордостью величествия
отечест-вия своего. Род же его влечашеся от Варяг, от Шимона князя Африкановича. Африкан же бе
брат Якуна слепого, иже от Златые Орды. Род же их от Клавдия Кесаря Римского, от того убо кореня
род Суждальских князей» *°.
Евфросиния, в миру Феодулия, дочь Михаила Всеволодовича, князя черниговского, была обручена с
Миной Ивановичем, который «умоли дарами великими родителя блаженной отроковицы здати ю
жене ему» но, прибыв в Суздаль в 1227 г. 42, не нашла его в живых и привяла монашество в
Ризположенскои монастыре. Дальнейшая ее просветительная деятельность хорошо известна.
Имя «князя» Мины сохранилось в суздальской микротопонимике. Известна пустошь «Минина
селище» на окраине Суздаля, по дороге во Владимир, которая по духовному завещанию черницы
Марины отказана в 1252 г. суздальскому Васильевскому монастырю на помин души князя Димитрия
Константиновича ю. Название пустоши в XVIII в. объяснялось следующим образом: «От Суждаля на
полдень, по большой ныне Владимирской дороге, в полевой пашне есть место, именуемое Минина
Селище, от града три версты, на котором был двор загородный великого князя Мины Иоан-новича
Суздальского» 44.
Инок Григорий выводил родословную Мины от Шимона Африкановича, племянника варяжского
князя Якуна. Некоторые подробности родословной потомков Африкана сообщает Кие-во-Пфчерский
патерик. Шимон, изгнанный Яку-ном, пришел к Ярославу Владимировичу, и
м В. О. Ключевский. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871, стр. 283—286.
10 «Житие пр. Евфросинии Суздальской по списку XVII века, изданное В. Георгиевским». «Труды Владимирской ученой
архивной комиссии», кн. 1. Владимир, 1899, стр. 88.
а «Житие пр. Евфросинии Суздальской», стр. 89. К. Тихонравов. Археологические заметки о городах Суздале и Шуе.
«Записки Отделения русской и славянской археологии Российского Археологического общества», т. 1. СПб., 1851, стр.
86.
и Там же.
** Знания Федоров. Историческое собрание о богоспасаемом граде Суждале. «Временник СИДР», т. 22. стр. 96.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|