|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Янин В.Л.
Актовые печати Древней Руси XV в.в.
в двух томах
стр. 142
в форме багра с горизонтальным покрытием наверху, исследователь указал: «Тот же знак находится на
привесных печатях Альбома, табл. VII, рис. 4, 6 и 7, но с изображением на лицевой стороне архангела;
это уже второй случай, когда один и тот же знак находится на печатях, принадлежащих князю с
другим именем» 34.
С подобным случаем пришлось столкнуться и Б. А. Рыбакову, который, однако, никак не
комментировал его. «Знак Святослава Ярославича нам неизвестен,— писал Б. А. Рыбаков,— гак как тот
знак, который А. Б. Орешников приписывал ему, оказался знаком Андрея Боголюбского» 8Б. Однако,
если знак Андрея Боголюбского действительно идентичен знаку на печати с изображением не св.
Андрея, а другого лица, вряд ли следовало ограничиваться простой констатацией этого факта.
В действительности случаев полной идентичности знаков на печатях с изображением разных святых
больше, чем описано в литературе. Совершенно тождественны знаки, имеющие вид двузубца
прямоугольных очертаний с отрогом внутрь на правом зубце и с прямым коротким вертикальным
отрогом в основании, на печатях № 283 и 284. Между тем первая из этих булл содержит на обороте
изображение св. Георгия, а на второй изображен святитель, в котором опознается иконографический
тип св. Василия Великого. Можно спорить относительно этого определения, полагая, например, вслед
за Н. П. Лихачевым, что святителем может оказаться и св. Николай, но факт остается фактом — на
двух печатях с одинаковым знаком изображены разные святые.
Два абсолютно идентичных знака, имеющих форму двузубца прямоугольных очертаний с
отогнутыми наружу зубцами, с отрогом внутрь на правом зубце и с отрогом в форме «ласточкина
хвоста» в основании, отмечены на печатях № 290 и 291. Однако на первой из этих печатей помещено
изображение святого в длинных одеждах с нечитаемым именем, но все же определяемого как
святитель, мученик или преподобный (отнюдь не воин), а на второй — изображение
непоименованного святого воина.
Не вызывает сомнений полная идентичность знаков в виде двузубца колоколовидных очертаний с
отогнутым наружу правым зубцом, с отрогом внутрь на прямом левом зубце и с отрогом в виде
плавно изогнутого влево крючка в основании на печатях № 297 и 298. Но на
м А. В. Орешников. Указ. соч.
м Б. А. Рыбаков. Знаки собственности в княжеском хозяйстве, стр, 231.
первой из этих печатей оборотная сторона содержит изображение св. Николая, а на другой— св.
Мины. Этот пример представляется нам самым важным, поскольку указанные печати настолько
родственны по своей манере, что производят впечатление вышедших если не из рук одного мастера,
то, во всяком случае, из одной мастерской.
Следующая пара идентичных знаков в форме вертикальной черты с отрогом вправо на ее середине
и с горизонтальным покрытием наверху уже отмечена А. В. Орешниковым. Это знаки на печатях
№306 и 307. Оборотная сторона первой из этих булл содержит изображение архангела, на обороте
второй изображен св. Димитрий.
Наконец, еще одна пара тождественных знаков в форме вертикальной черты с раздвоенным отрогом
влево имеется на печатях № 308 н 309, На обороте первой из них изображен Иоанн Предтеча, на
обороте второй помещена надпись «Георгий».
Таковы факты. Располагая всего лишь 29 разновидностями печатей с изображениями княжеских
знаков, мы в этой сравнительно небольшой группе насчитали пять случаев буквального повторения
одного и того же знака на буллах, изображающих разных святых.
Можно было бы поставить вопрос иначе и поискать соответствия одному и тому же изображению
разных княжеских знаков. Однако в этом случае сопоставления будут малоубедительными: в
княжеской семье одни и те же имена повторялись многократно, и если изображению св. Георгия,
например, соответствуют три разновидности знаков, то в этом нет ничего удивительного. Даже
наличие двух чрезвычайно близких по стилю печатей с редким именем Ананий не порождает
уверенности в том, что эти буллы с разными княжескими знаками принадлежали одному лицу.
Напротив, это, по-видимому, исключено, так как на них изображены только одноименные, но не
одинаковые святые. На печати № 295, как это явствует из надписи буллы и самого иконографического
типа, изображен Знания, епископ Дамаска, один из апостолов. На печати № 296 с надписью О АГИОС
ЗНАНИЯ святой держит в руках, мученический крест и должен быть, очевидно, отождествлен с
Аланией Перским (1 декабря)3".
Изложенные выше наблюдения возвращают нас к постановке главного вопроса, связанного
84 И. П. Лихачев. Сфрагистический альбом, дополнения.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|