|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Янин В.Л.
Актовые печати Древней Руси XV в.в.
в двух томах
стр. 140
св. Николая (печать № 297 по нашей нумерации) А. В. Орешников приписывал Святославу
Ярославичу Черниговскому2Ь. Между тем А. В. Орешников относительно этих печатей придерживался
совершенно противоположного мнения: «В Альбоме к «Материалам» Н. П. Лихачева издана (табл.
ХИ, рис. 4) небольшая княжеская печать очень тонкой работы с изображением св. Николая и с
родовым знаком, к сожалению, не вполне сохранившимся, коло-колообразной формы, несколько
сходным со знаком на фиг. 26 таблички. Было бы вполне естественно эту печать отнести к Святославу-
Николаю Ярославичу, родоначальнику черниговских князей, в родовом знаке которого должен быть
заметен двузубец, но колоколообраз-ная форма знака очень удаляется от формы знака Ярослава;
поэтому я не решился бы отнести печать на табл. XI Альбома, рис. 4, к Святославу Ярославичу» гв.
Святославу Ярославичу А. В. Орешников относил печать № 286 с изображением св. Георгия, но знак на
этой булле не имеет ничего общего со знаком Золотых ворот и кивория. Орешниковская атрибуция
Всеволоду III знака в форме багра на печати № 308 подкреплена Б. А. Рыбаковым привлечением
известной дмитровской иконы с изображением св. Димитрия Солунского, на которой над плечом
святого помещен значок, напоминающий тамгу на указанной печати. Б. А. Рыбаков сравнивает
композицию этой иконы с изображением князя Владимира на златниках и сребрениках Владимира «I
типа» и приходит к выводу, что композиция иконы по существу является условным портретом князя,
заказчика этой иконы, Всеволода Юрьевича ат. Несмотря на то, что эта гипотеза получила широкое
признание, нам представляется, что она основана на недоразумении. «Знак» изображен на той части
иконы, которая была переписана в XVI в. вя, а в это время совершенно неотличимые фигуры широко
используются художниками в качестве орнаментального элемента как в иконописи, так и во
фресковой живописи 30.
№ Б. А. Рыбаков. Укав, соч., стр. 231, 248.
м А, В. Орешников. Указ. соч., стр. 106.
*' Б. А. Рыбаков. Указ. соч., стр. 235—236.
м В. И. Антоновн, Н. Б. Мнееа. Каталог древнерусской живописи. Опыт историко-художественной классификации, т. 1,
IX — начало XVI в. М., 1963, стр. 71.
** См., например, такой мотив у Дионисия (В. Георгиевский. Фрески Ферапонтова монастыря. СПб., 1911, табл. II, XII,
XVII, XVIII, XXI). Подобные знаки имеются на ктиторской фреске в Снас-Нередтще, переписанной, судя по форме
покрытия изображенного на ней храма, в XVI в.
Вне зависимости от результатов конкретной атрибуции знаков и печатей методический принцип
этой атрибуции в работе Б. А. Рыбакова остается неизменным, таким, каким он был применен
впервые Н. П. Лихачевым и А. В. Орешниковым: «Одна из сторон таких печатей,— пишет Б. А.
Рыбаков,— обычно занята знаком князя, другая — изображением святого (по всей вероятности,
христианского патрона князя). Ввиду того, что изображение почти всегда сопровождалось надписью,
мы имеем в них благодарнейший материал для раскрытия смысла родовых знаков, для
распределения их по известным нам князьям. Опираясь именно на этот сфрагистический материал,
А. В. Орешников смог построить свою схему» э°.
В 1956 г. тот же методический принцип был положен в основу нашей работы, посвященной
классификации ряда княжеских знаков, связанных нами с суздальской линией Рюриковичей 31.
Поводом к появлению этой работы была известная неудовлетворенность бытующей в литературе
генеалогической схемой княжеских знаков, в которой вопреки принятому всеми исследователями
тезису о постепенном и закономерном видоизменении тамги при переходе от отца к сыну принцип
закономерной последовательности изменений оказывается совершенно невыдержанным.
Сконцентрировав внимание на двух группах знаков — колоколовид-ных и имеющих форму багра, мы
также предприняли ряд атрибуций, результатом которых оказалось кажущееся подтверждение
торжества искомого принципа закономерных и последовательных видоизменений знака.
Чрезвычайно близкие тамгам на Золотых воротах и кивории знаки на печатях № 297 с
изображением св. Николая и № 298 с изображением св. Мины были соответственно отнесены князьям
суздальского дома Ростиславу Юрьевичу и его внуку Святославу Мстиславичу. Печать № 300 с
изображением св. Георгия вслед за А. В. Орешниковым и Б. А. Рыбаковым мы приписали Юрию
Долгорукому. Относительно печати № 307 с изображением св. Димитрия было высказано мнение, что
она принадлежит не Всеволоду III, а его сыну Владимиру-Димитрию, так же как и пробле-
80 Б. А. Рыбаков. Указ. соч., стр. 236.
31 В. Л. Янин. Княжеские знаки суздальских Рюриковичей. КСИИМК, вып. 62, 1956. См. также: В. Л. Янин. К вопросу о дате
Лопастицкого креста. КСИИМК, вып. 68, 1957; А. В. Куза. Родовой знак Всеволода III Большое Гнездо. «Культура
древней Руси. Посвящается 40-летию научной деятельности Н. Н. Вороника». М., 1966.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|