На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Янин В.Л.
Актовые печати Древней Руси XV в.в.
в двух томах
стр. 127

Изяславичу-Пантелеймоновичу, киевскому князю 1169-1171 г. Вероятная киевская принадлежность может быть предположена для известной в трех экземплярах буллы с изображением святых Василия и Гавриила (№ 229), хотя два сохранивших паспорт экземпляра этой печати и происходят из Новгорода. Среди новгородских князей был только один Василий — Рюрик Ростиславич, но он был не Гаврииловичем, а Михайловичем. Как возможные владельцы этой буллы отпадают и многие другие Василии: Василий Мстиславич, сын Мстислава Удатного, и Василий Ярославич, брат Александра Невского (они оба были Феодоровичами), Василий Юрьевич, сын Долгорукого (он был Георгиевичем), Василий Константинович, внук Всеволода Большое Гнездо. Не было у перечисленных князей и детей с христианским именем Гавриил. Поэтому, опираясь также на стилистическую близость этой печати другим буллам середины XII в., мы можем предположить, что она принадлежала кому-либо из неизвестных по крестильному имени детей Владимира-Василия Мономаха. Выбирать при этом приходится только между Ярополком (умер в 1139 г.) и Вячеславом (умер в 1154 гг). Остальные дети Владимира носили другие крестильные имена или же умерли задолго до возникновения рассматриваемого нами сфрагистического типа. Впрочем, высказанное предположение не имеет достаточной опоры, и лучше оставить пока эти буллы в группе неопределенных. Смоленским князьям, как уже выяснено выше, принадлежали, по-видимому, буллы с изображением святых Василия и Димитрия (№ 216) и святых Бориса, Глеба и Феодора (№ 217). Первую из них, найденную в Киеве, еще Н. П. Лихачев отнес князю Владимиру-Димитрию Рюриковичу-Васильевичу, княжившему в Смоленске в 1214—1219 гг. Вторую, также происходящую из киевских находок, мы смогли отнести Мстиславу-Феодору Давидовичу-Глебовичу, княжившему в Смоленске в 1220-х годах. Не вызывает сомнений смоленская принадлежность печатей с изображением на одной стороне Бориса, а на другой Глеба (№ 218, 219, 220). Две такие печати сохранились при подлинных смоленских актах XIII в. Выше мы датировали их временем Ростислава Мстиславича, княжившего в Смоленске в середине XIII в. Нам представляется вероятным, что со смоленской сфрагистикой связаны и буллы, несущие на одной стороне изображение апостола Петра, а на другой — апостола Павла (№ 209, 210). Особенностью этой сфрагистической разновидности является несомненная связь петропавловских булл с Новгородом. Если все остальные рассматриваемые здесь печати в Новгороде встречаются в единичных экземплярах и составляют случайный по отношению к месту своего обнаружения материал, то буллы с изображением апостолов Петра и Павла известны уже в шести экземплярах, представляющих две разновидности, и все обнаружены в Новгороде. Между тем, как это установлено в предыдущих разделах исследования, петропавловский сюжет в новгородской сфрагистика возникает только однажды — в период каяжфния в Новгороде смоленского князя Всеволода-Петра Мстиславича-Борисовича (1219—1221 гг.) При этом вопреки заметной продолжительности его княжение сфрагистика Всеволода представлена единственной буллой. Эта булла, несущая на одной стороне изображение святых Петра и Павла, а на обороте — святых Бориса и Глеба, является образцом трудной и изощренной работы хорошего мастера, перед которым стояла сложная задача разместить на каждой стороне кружка композиции из двух фигур. Рассматриваемые здесь буллы с изображением апостолов Петра и Павла — все грубой работы и находят ближайшие аналогии в смоленских печатях Ростислава Мстиславича середины XIII в., уже изученных выше, в разделе о борисоглебских печатях. Нельзя ли предположить, что они датируются временем того же Всеволода Мстиславича Смоленского? Изготовлявший их мастер мог упростить свою задачу и обозначить на матрицах лишь имя владельца — Петр, дополнив его изображением другого святого, традиционно неотделимого в паре апостолов,— Павла. Подобное нарушение традиции кажется возможным в конце домонгольского периода, когда вообще в княжеской сфрагистика обнаруживается тенденция к тому, чтобы разнообразить тип буллы. В частности, на печатях современника Всеволода Мстиславича — Ярослава Всеволодовича впервые перестает изображаться отчество владельца буллы. Со всеми необходимыми в данном случае оговорками мы помещаем петропавловские буллы ($& 209 и 210) в число новгородских печатей Всеволода-Петра Мстиславича как материал с сомнительным определением. С полоцкой сфрагистикой связываются уже рассмотренные выше буллы с изображением святых Георгия и Софии (№ 221), одна из которых обнаружена в Новгороде, а другая в Кокнесе. Изображения этих двух святых, объединенные на одном кружке, находят аналогии


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes