|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Янин В.Л.
Актовые печати Древней Руси XV в.в.
в двух томах
стр. 120
Таковы буллы Изяслава-Пантелеймова Мсти-славича-Феодоровича или его сына Мстислава-Феодора
(№ 214, 215) с изображением святых Пантелеймона и Феодора и булла смоленского князя Мстислава-
Феодора Давидовича-Глебовича (1228—1230 гг.) с изображением святых Бориса, Глеба и Феодора (№
217).
Таким образом., перед нами стоит задача определить лишь четыре разновидности из числа
перечисленных выше, а именно печати с изображением святых Феодора и Гавриила (№ 179), Феодора
и Георгия (№ 157, 158, 159), Феодора и Иоакима (№ 234), Феодора, Флора и Лавра (№ 243).
Наиболее простой оказывается атрибуция булл, несущих изображение святых Феодора и Георгия.
Напомним, что нам уже приходилось касаться проблемы их определения при рассмотрении булл с
изображением св. Георгия. Поставив их в прямую связь с определением первоначальной
принадлежности шлема Ярослава Всеволодовича, мы пришли к выводу, что этот шлем был
изготовлен для одного из сыновей Юрия Долгорукого; христианское имя этого сына было Феодор
Георгиевич, т.е. сочетание, вполне соответствующее рассматриваемым печатям. Однако в попытках
идентифицировать это имя с именем какого-либо из сыновей Юрия Долгорукого мы смогли
остановиться лишь на альтернативном решении: Феодором могли называть либо старшего сына
Юрия—Ростислава, либо младшего сына Юрия-Мстислава. Оба эти князя сидели на новгородском
столе, первый в 1138—1139 и 1141 — 1142 гг., второй в 1155—1157 гг.
Однако в предыдущем разделе исследования, касаясь принадлежности группы булл с
изображением св. Иакова, мы смогли установить действительное крестильное имя одного из двух
претендентов на буллу, изображающую святых Феодора и Георгия. Выяснилось, что Ростислава
Юрьевича в крещении звали Иаковом. Значит, рассматриваемые печати могут быть отнесены только
Мстиславу Юрьевичу, новгородскому князю 1155—1157 гг., которого в крещении, таким образом,
звали Феодором.
Определением этих булл решаются два важных вопроса. Во-первых, первоначальным владельцем
шлема Ярослава Всеволодовича действительно был Мстислав Юрьевич, а не какой-нибудь другой
князь. Во-вторых, мы убедились в том, что в наличном сфрагистическом материале среди печатей,
несущих изображение двух святых, нет булл Ростислава Юрьевича. На его печатях должно бы быть
изображение святых Георгия и Иакова, однако таких печатей не найдено.
Возможно высказать некоторые предположения относительно булл, несущих изображение святых
Феодора, Флора и Лавра (№ 243). Основой предположительной атрибуции здесь являются
художественные особенности печати и обнаружение одной из двух известных сейчас булл этой
разновидности в Пскове. На рассматриваемой печати св. Феодор изображен в конной композиции,
поразительно напоминающей изображение св. Феодора на буллах Мстислава Мстиславича Удатного.
Между тем у Мстислава Мстиславича был брат Владимир, христианское имя которого не известно, но
по отчеству, естественно, называвшийся Феодо-ровичем, поскольку Феодор было крестильное имя его
отца — Мстислава Храброго. Владимир между 1210 и 1225 гг. неоднократно был псковским князем 12В.
Ему мы и относим эту буллу, оставляя ее окончательную атрибуцию на будущее, когда накопление
новых материалов позволит окончательно решить вопрос о наличии или отсутствии особых печатей у
князей новгородских пригородов.
В определении оставшихся неприуроченными печатей с изображением святых Феодора и Гавриила
(№ 179) и Феодора и Иоакима (№ 234) нужно исходить из того, что в Новгороде княжил сын
Мстислава Юрьевича — Ярослав, которого, как только что установлено, звали Феодоровичем и печати
которого нам пока не известны.
Ярослав Мстиславич был приглашен на новгородский стол осенью 1176 г. и изгнан зимой 1177/78 г.,
когда новгородцы предоставили ему в княжение Волоколамск130. Христианское имя его не известно,
христианское отчество, на основании сфрагистических данных,— Феодорович.
Решая вопрос о том, какие из оставшихся неопределенными печати принадлежали этому князю,
мы с наибольшей вероятностью должны остановиться на буллах с изображением святых Феодора и
Гавриила (№ 179). В пользу их принадлежности Ярославу Мстиславичу говорит повторность их
находки в Новгороде. Если булла с изображением святых Феодора и Иоакима уникальна, то названные
печати известны уже в трех экземплярах, что, по-видимому, прямо указывает на их новгородское
происхождение.
У нас пет данных для конкретного определения буллы с изображением Феодора и Иоа-
ш НПЛ, стр. 52, 55, 57, 64, 249—250, 255—258, 269.
м» Там же, стр. 35, 224—225. Ср. стр. 162, 471. Сппсок новгородских князей (НПЛ, стр. 162, 471) называем Ярослава
«Красным».
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|