|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Янин В.Л.
Актовые печати Древней Руси XV в.в.
в двух томах
стр. 117
шихся нфприурочфнными булл именно они наиболее архаичны. Напомним, что деятельность двух
других князей, которые могли бы выступать как претенденты на право владения этими буллами,
относится к 1220-м годам, т.е. ко времени на сорок лет более позднему. Если наше предположение о
принадлежности этих печатей правильно, то Владимира Святославича в крещении ввали Андреем.
Михаил Всеволодович (1225,1229 гг.) и Ростислав Михайлович (1229—1230 гг.) княжили в близкое
друг другу время. На их долю остается единственная печать, на которой изображение архангела
Михаила выступает в сочетании с изображением св. Константина (№ 213). Датируя эту печать в целом,
мы не имеем возможности установить, кто из двух претендующих на ее владение князей располагает
наибольшими шансами.
Трудно сказать что-нибудь существенное о печати с изображением архангела Михаила и
неопределенной святой (№ 222). Обращение к другим буллам с женскими изображениями позволяет
утверждать, что эта булла принадлежала княгине, которая могла быть дочерью или скорее женой
какого-то князя с христианским именем Михаил. Находка этой печати в Полоцке должна в
дальнейшем направить поиски ее владелицы в круг представителей русской княжеской семьи,
связанных с западными русскими землями. Стилистически и технически печать родственна обычным
княжеским буллам XII—начала XIII в.
ПЕЧАТИ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ СВ. ИАКОВА И ПЕЧАТЬ
С ИЗОБРАЖЕНИЕМ СВ. АГАФОНИКА
Печати с изображением св. Иакова, известные в нескольких разновидностях, составляют заметную
группу в новгородских находках. Отметим, что в числе таких печатей имеются несомненные шедевры
мелкой пластики ХИИв., на них ниже будет обращено особое внимание. Изображение св. Иакова
встречается на буллах в двух сочетаниях:
Экз. Вариант №
Иаков —Иоанн Богослов 6 4 163, 164,
165, 166
Иаков — Феодор Тирон 6 2 180, 181
Все печати с изображением Иакова и Иоанна Богослова принадлежат одному князю, хотя и
существуют основания в одном случае усомниться в этом. Дело в том, что имя Иакова на двух
вариантах (№ 165 и 166) раскрыто с большой полнотой: «Яков Брат господень». Еще на одном
варианте (№ 163) оно обозначено кратко: «Яков». А на четвертом варианте (№ 164) то же имя написано
как «Яков Зев», т.е. Иаков Зеве-деев. Титул «Брат господень» соответствует не Макову Зеведееву, а
одноименному апостолу — Макову Алфееву. Поэтому формально мы не можем настаивать на
принадлежности печати с именем Иакова Зевфдеева тому же лицу, которому принадлежали
остальные буллы. Однако, как нам кажется, здесь правильнее допустить ошибку составителя
композиции буллы. Сочетание этого сюжета во всех случаях с изображением св. Иоанна Богослова
делает почти невероятным предположение о том, что в близкое время мог существовать князь с
тождественным набором имен, но крещенный во имя другого Иакова. Иное дело, если бы мы
встретили изображение Иакова Зеведефва еще и в сочетании с другим сюжетом.
Самая важная особенность группы рассматриваемых печатей заключается в том, что вариант № 166
по стороне, несущей изображение св. Иакова, оказывается тождественным варианту № 180, несущему
на обороте изображение не Иоанна Богослова, а Феодора Тирона. Одна из этих печатей,
следовательно, изготовлена после разрушения матриц другой. В ее наборе использована одна из
матриц предшествующей ей буллы. Однако сходство печатей не сводится к тождеству только одной из
сторон. Обе печати принадлежат к числу шедевров русской мелкой пластики. Их разные оборотные
стороны, несомненно, выполнены одним и тем же художником, которого можно считать, вероятно,
самым замечательным из торевтов, пробовавших свои силы в изготовлении сфрагистических
штампов. Нам уже доводилось касаться вопроса о едином авторстве этих булл. По всей вероятности, к
творчеству того же художника следует отнести изготовление еще одного шедевра пластики XII в. —
створок Большего сиона Новгородской Софии1М.
Если все это так, то владельцев печатей с изображением св. Иакова и, соответственно, святых Иоанна
Богослова и Феодора Тирона следует признать родными братьями, сыновьями одного отца, которого
звали Иаковом. Более того, несомненным оказывается вывод, что они княжили в ближайшее друг
другу время. Одного из этих князей нужно признать нфпос-
и* В. Л. Янин. Из истории русской политической и художественной жизни XII в.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|