На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Янин В.Л.
Актовые печати Древней Руси XV в.в.
в двух томах
стр. 107

ПЕЧАТИ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ БЛАГОВЕЩЕНИЯ Среди домонгольских булл, происходящих из находок в Новгороде, выделяется группа печатей, одна из сторон которых содержит изоб-жение Благовещения. Это изображение встречено в сочетании с двумя сюжетами: Благовещение— Иоанн 13 акз. 2 вари № 138, Предтеча анта 139 Благовещение — Феодор 37 экз. 5 вари №133, антов 134,135, 136,137 Сравнение между собой различных вариантов этих печатей убеждает в несомненной хронологической компактности всей группы. На печатях с изображением св. Феодора в четырех случаях из пяти (или но крайней мере в трех случаях — № 133, 134, 135) использована одна и та же композиция Благовещения, так называемая «с испуганной Марией». Мария на скамеечке за пряжей (на печати № 133 хорошо виден клубок ниток в ее руках) выслушивает Гавриила, отшатнувшись от него. Очень характерным кажется изображение св. Феодора, облаченного в массивный д осп ex. Это изображение близко совпадает с изображением св. Феодора на буллах Мстислава-Феодора Владимировича, несущих надпись: «Спаси, господи, раба своего Феодора» (№ 119, 120). Так же как и на последних буллах, очертания щита в руке святого воина намечены точечной линией. Печати № 136 и 137 как бы развивают художественную линию только что описанных булл. На печати № 136 изображение Благовещения, на котором Мария уже не сидит, а стоит, дополнено колончатой надписью, акцентирующей внимание на фигуре архангела: между фигурами композиции написано: «Гавриил». Фигура св. Феодора здесь более пропорциональна. На печати № 137 — редкая композиция «Благовещение у кладезя», дополненная поверху надписью: «Радоуися». Фигура св. Феодора очень близка к изображенной на печати № 136. В целом композиции печатей с изображением св. Феодора родственны тем, какие мы видим на буллах с изображением Иоанна Предтечи и Благовещения. Принадлежность обоих вариантов последних одному владельцу не может вызвать даже малейшего сомнения: сторона с изображением Благовещения на печати № 139 оттиснута той же матрицей, что и на печати № 138. Отличительной особенностью этого изображения является надпись поверху: «Бл (а) — говещьние». Близость всех печатей этой группы друг другу настолько велика, что можно уверенно говорить о хронологическом единстве рассматриваемых булл. Н. П. Лихачев, впервые издавший основные типы благовещенских печатей, ограничился ссылкой на восхождение этого сюжета к низан тийским образцам и общим выводом о принадлежности печатей к XII в. Полагая, что изображение архангела Гавриила не может заменять изображения «Благовещения», он вовсе не высказался относительно принципиальной атрибуции этих булл. Однако, поскольку им цитированы сведения о времени основания в Новгороде Благовещенского монастыря и церкви Благовещения на Городище, можно догадываться, что он склонялся к мысли о церковной принадлежности рассматриваемых печатей вз. В рукописном тексте «Сфрагистического альбома» эта уклончивость в определении вполне разъяснена исследователем: «В "Материалах", II, 34—35 я разобрал тип печатей с "Благовещением" в. двух вариантах: а) с св. Феодором и б) с Иоанном Предтечей на другой стороне. Я отметил древность печатей с Иоанном, но не решился высказаться относительно связи этих памятников с Благовещенскими церквами. Печати могли быть исходящими и от княжеской власти, если предположить, что изображенные св. Иоанн Предтеча или св. Феодор дают крестное имя современного князя» 83. Нам представляется, что Н. П. Лихачев был неправ в одном. Вряд ли следовало так категорически отказываться от толкования благовещенского сюжета как патронального. Во-первых, как хорошо известно, иконографические типы архангелов в мелкой пластике неотличимы один от другого. Изображение архангела Михаила практически неотличимо от изображения архангела Гавриила, и, если не сохранились поясняющие надписи, которые всегда находятся на краю буллы, т.е. в наиболее уязвимом с точки зрения сохранности предмета месте, точное прочтение сюжета никогда не может быть гарантированным. Поэтому стремление отличить нужное изображение включением его в общеизвестную композицию кажется достаточно оправданным. Во-вторых, можно указать случай, когда патрональный храм, сооружение которого было связано с рождением человека по имени Гавриил, получил имя Благовещенского храма, а не церкви архангела Гавриила 8а И. П. Лихачев. Материалы для истории византийской и русской сфрагистики, вып. 2, стр. 33—36. м Н. П. Лихачев. Сфрагистический альбом. Текст комм, к табл. IV, Архив. ЛОМА, ф. 35, оп. 2, № 444.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes