|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Янин В.Л.
Актовые печати Древней Руси XV в.в.
в двух томах
стр. 106
одной мастерской, и объяснил эту близость принадлежностью печатей двум князьям-братьям —
Святославу и Константину Всеволодовичам, сменившим один другого на новгородском столе ®°.
Поддерживая эту атрибуцию, обратим внимание на некоторые детали, подчеркивающие
исключительную хронологическую компактность рассматриваемой группы булл.
Когда имеешь дело со многими разновидностями печати одного и того же типа, неизбежно
возникает вопрос, принадлежат ли все эти разновидности одному владельцу или же они отражают
существование разных лиц с одинаковым набором патрональных святых. Конечно, в каждом случае
проблема может быть решена внимательным сопоставлением деталей, выяснением общности или
разницы в художественном стиле разновидностей и их технических особенностях. В данном случае
вполне правомерен вопрос, принадлежат ли все пять разновидностей печати с изображением святых
Димитрия и Гавриила одному лицу или это буллы разных лиц. Думается, что существуют основания
категорически утверждать их принадлежность одному князю.
Обращает на себя внимание, что по крайней мере на трех вариантах этой буллы повторяется одна и
та же ошибка, вовсе не свойственная каким-либо другим печатям с изображением архангела
Гавриила. На печатях JVà 196, 199, 200 Гавриил назван «архистратигом», т.е. титулом, присвоенным в
первую очередь другому архангелу — Михаилу. На печати № 198 сокращение легенды слева от
фигуры архангела, как нам кажется, имеет в виду все тот же архангельский титул. Однако если
варианты № 196, 199 и 200 связаны между собой особенностями легенды, то варианты № 196, 197 и 198
в свою очередь оказываются тесно связанными друг с другом повторением другой ошибки:
колончатые надписи по сторонам фигуры св. Димитрия на них поменялись местами и изображены в
зеркальном написании, что свидетельствует о копировании с неверного образца. Таким образцом
можно считать буллу № 198, на которой зеркально изображены не только надписи, но и вся фигура св.
Димитрия, держащего копье в левой {!), а щит в правой руке.
Так же близки друг другу оба варианта печатей с изображением царя Константина.
80 Н. Л. Лихачев. Материалы для истории византийской и русской сфрагистики, вып. 1, стр. 71—74.
Эта близость настолько велика, что мы не исключаем здесь подправку матриц, а не новое их
изготовление по существующему образцу.
Наконец, очень сходны изображения св. Димитрия на печатях с Гавриилом и на печатях с
Константином. Особенно похожи буллы № 200 и 201, па которых совпадает все — от деталей
изображения фигуры до деталей колончатых надписей по ее сторонам.
Компактность изученной группы печатей прекрасно подтверждает вывод Н. П. Лихачева об их
принадлежности князьям Всеволодовичам.
Такую же компактную группу составляют буллы с изображением св. Димитрия и архангела
Михаила, представленные четырьмя вариантами (№ 189, 190, 191, 192). Сходство между ними
сказывается прежде всего в одной особенности, которая резко отличает их от только что
рассмотренных печатей с изображением святых Димитрия и Гавриила: они все имеют сравнительно
небольшой размер. Показательно также присущее всем им краткое обозначение архангельского
имени в видетитл над крыльями архангела. В то же время один из вариантов этой буллы (№ 192)
содержит некоторые очень важные хронологические признаки, которые в дальнейшем пригодятся
нам для решения вопроса об атрибуции всей этой группы печатей. Св. Димитрий изображен здесь не
в статичной позе, а извлекающим меч из ножен, что, как уже отмечено, указывает на сравнительно
позднюю дату в пределах домонгольского периода.
Поскольку у нас нет пока данных для уст анов-ления конкретной атрибуции этих булл, мы должны
обратить внимание на указанный хронологический признак, чтобы затем вернуться к нему при обзоре
неприуроченных сфрагистических групп.
К изучаемой группе печатей принадлежит еще одна булла — найденный в Киевской области
позолоченный аргировул с изображением на одной стороне св. Димитрия, а на обороте — св. Василия
{№ 216). Атрибуция этой буллы предпринята H. П. Лихачевым, который, отметив ее большое сходство
с печатью при экземпляре К Смоленской правды, предложил единственно возможное, на наш взгляд,
решение: аргировул принадлежал смоленскому князю Владимиру Рюриковичу, который носил
христианское имя Димитрий Васильевич и княжил в Смоленске в 1214-1219 гг. 81
81 Л. П. Лихачев. Материалы для истории византийской и русской сфрагистики, вып. 1, стр. 56—58.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|