|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Янин В.Л.
Актовые печати Древней Руси XV в.в.
в двух томах
стр. 104
сится и летописное сообщение о том, что первым новгородским действием Святослава в 1136 г. было
освящение Никольского собора на Дворище ее. Что касается его христианского отчества, то оно
достаточно хорошо известно. Его отца Олега Святославича в крещении звали Михаилом, о чем
имеются сообщения игумена Даниила и Любецкого синодика 70.
Таким образом, на печати Святослава Ольговича должно присутствовать сочетание изображений
святых Николая и Михаила. Именно этот тип отмечен в новгородских находках, где небольшому
числу экземпляров соответствует наличие трех вариантов такой буллы. Сравнение их между собой не
оставляет места для сомнения в том, что все три варианта принадлежат одному лицу. Их роднит
наличие во всех случаях поясного изображения св. Николая Мирликий-ского, а также грубоватое, с
бросающимися в глаза архаизирующими чертами изображение архангела. Распределение колонки с
именем Николая по обеим сторонам изображения этого святого, а также своеобразное расположение
имени Михаила вокруг изображения архангела прямо указывают на восхождение всех вариантов к
одному образцу или друг к другу.
Теоретически правомерен вопрос, не могут ли эти печати принадлежать не Святославу, а его отцу
Олегу Святославичу, которого в крещении звали Михаилом Николаевичем, т.е. сочетанием тех же
имен, но в обратном порядке. На такой вопрос следует ответить отрицательно. При всей архаичности
изображений они все же принадлежат к более позднему этапу, чем уже известная вам печать Олега
Святославича, «архонта Матрахи, Зихии и всей Хазарии». Кроне того, отнеся буллы из новгородских
находок Олегу, мы оставим открытым вопрос о том, какими же печатями пользовался его сын
НПЛ, сгр. 24, 209. *° См.: В. Л. Янин. Междукняжеские отношения в эпоху Мономах а и «Хождение игумена Даниила»!
стр. 129.
на протяжении в общей сложности трехлетнего княжение в Новгороде.
Определение единственной печати с изображением св. Николая и неопределенного святителя (№
241) представляется аам более трудным. Эта крохотная булла оттиснута в золоте и является
единственным в русской сфрагистика X— XV ее. хрисовулом в полном смысле этого слова. Остальные
печати, к которым часто в литературе применяется этот термин, в действительности серебряные и
лишь позолочены. Золотая булла найдена в Новгороде при раскопках, но ее стратиграфические
данные бесполезны для датировки, поскольку булла извлечена из исключительно позднего слоя конца
XIII в. 71 К сожалению, имя изображенного на ее обороте святителя не читается. При первых
публикациях рассматриваемой буллы мы предполагали, что там изображен св. Василий
Кесарийский, однако полной уверенности в этом нет.
Исключительность печати в новгородских находках (имеем з виду даже не ее материал, а само
сочетание изображений), по-видимому, свидетельствует о том, что хрисовул принадлежал вф
новгородскому, а постороннему для Новгорода князю. В этой связи некоторую опору для самых
предварительных предположений дает изображение на печати св. Николая, которое должно
обязательно присутствовать на буллах всех сыновей Святослава Ольговича в качестве обозначения их
христианского отчества.
Все дети Святослава были сфверскими князьями. Из них только Игорь известен по своему
христианскому имени (Георгий). Имена Олега и Всеволода, полученные ими при крещении,
летописцами не сохранены. Впрочем, самый тезис о наличии печатей у севфрских князей не
бесспорен, и выдвинутое здесь предположение базируется на недостаточно точных аргументах.
71 В. Л. Янин. Вислые печати из новгородских раскопок 1951—1954 гг. МИА, № 55, стр. 151, JV6 29; он же. Княжеские знаки
суздальских Рюриковичей. КСИИМК, вып. 62, 1956, стр. 9.
ПЕЧАТЬ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ СВ. КИРИЛЛА]
Только в одном сочетании встречено на печатях с изображением двух святых имя св. Кирилла:
Кирилл — Михаил — 2 экз (1 вариант, № 188)
Н. П. Лихачев, исследовавший эту печать, высказал предположение, что она принадлежала
черниговскому князю Всеволоду Ольговичу, отца которого Олега Святославича в крещении звали
Михаилом, а его самого, как мы уже знаем, крестили с именем Кирилл Напомним, что этому князю
выше мы отнесли буллы с изображением св. Кирилла и надписью; «Господи, помози рабу своему
Кириллу» (№ 114, 115).
'* Н.\ Л. Лихачев. Материалы для истории византийской и русской сфрагистики, вып. 1, стр. 83—84.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|