|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Янин В.Л.
Актовые печати Древней Руси XV в.в.
в двух томах
стр. 93
надлежности новгородского стола в конце 1154 — начале 1155 гг. Заслуживает внимания и то
обстоятельство, что борисоглебские буллы с изображением архангела чрезвычайно редки. Ведь их
владельцы занимали новгородский стол в течение весьма непродолжительного времени.
Предпринятая выше реконструкция христианского имени Мстислава Давидовича
подтверждается и сфрагистическими материалами. Одной из наиболее заметных и многочисленных
групп новгородских борисоглебских печатей являются буллы с изображением на одной стороне св.
Феодора, а на другой св. Давида-Глеба, представленные уже восемью экземплярами в двух
разновидностях (№ 193, 194). Даже если бы у нас не было косвенных указаний на то, что Мстислава
Давидовича в крещении звали, вероятно, Феодором, мы вынуждены были бы отнести эту группу булл
только ему, а не какому-либо другому князю. В самом деле, изображение на печати одного только
Глеба (вне традиционной пары) говорит, что владелец буллы был или Глебом-Давидом или
Глебовичем-Давидовичем. Однако среди перечисленных выше семи новгородских князей, на
печатях которых должны встретиться борисоглебские сюжеты, только двое могли бы поместить на
свою буллу изображение одного Глеба-Давида (без Бориса) — Давид Ростиславич и Мстислав
Давидович. Но первый был Михайловичем, и на его печати должно быть изображение Михаила, а не
Феодора. Значит, единственным возможным претендентом на буллу с изображением святых Давида-
Глеба и Феодора может быть Мстислав Давидович, которого, таким образом, действительно звали
Феодором. Многочисленность печатей рассмотренного типа вполне соответствует длительности
новгородского княжение Мстислава Давидовича, занимавшего стол около трех лет.
Особое внимание привлекает к себе время княжение двух братьев Мстиславичей — Святослава и
Всеволода. Поскольку они непосредственно сменяют один другого, а эпоха их княжение в целом
отделена от времени деятельности остальных владельцев борисоглебских печатей тремя десятками
лет, буллам этих двух братьев должна быть свойственна особая стилистическая близость и в то же
время они должны заметно отличаться от других борисоглебских печатей, датируемых 1150— 1180 гг.
Такие признаки, на наш взгляд, присущи печатям, несущим на одной стороне изображение Бориса и
Глеба, а на другой соответственно — Симеона Богонриимца (№ 207) и апостолов Петра и Павла (№
208). Эти две печати выделяются размером, своеобразным изяществом, чувством пропорции в
размещении композиций. Приписывая эти буллы братьям Мстиславичам-Борисовичам, мы, таким
образом, полагаем, что один из них назывался Симеоном, а другой Петром или Павлом. Однако был
ли Симеоном Всеволод или Святослав, нам пока не известно.
Уточняет эту атрибуцию, подтверждая тем самым ее принципиальную правильность, расшифровка
криптограммы в «Уставе князя Всеволода», предпринятая нами в другой работе 1в. Как удалось
установить, зашифрованное в этом документе христианское имя автора «Устава», в котором обычно
предполагался Всеволод-Гавриил Мстиславич, в действительности читается как «Петр». Поскольку
никаких других Всеволодов на новгородском столе в XII— XIII ее. не было, авторство устава может
быть приписано только Всеволоду Мстиславичу 1219—1221 гг., которого, таким образом, в самом деле
в крещении называли Петром. Следовательно, Симеоном мы должны признать его брата Святослава
Мстиславича.
После всех этих определений в небольшой еще не рассмотренном материале борисоглебских
печатей обращает на себя внимание значительная группа булл с изображением на одной стороне
Бориса и Глеба, а на другой — св. Феодора, представленная восемью экземплярами в двух заметно
отличающихся вариантах (№ 167, 217). Один из этих вариантов (№ 167) известен в семи экземплярах
исключительно новгородского происхождения. Другой вариант (Ks 217) дошел до нас в единственном
экземпляре и найден в Киеве. Мы коснемся его в другом месте.
Обилие находок рассматриваемых печатей в Новгороде заставляет с уверенностью искать ях
владельца на новгородском столе. Но из числа новгородских князей, сфрагистические тины которых
пока остаются нам неизвестными, не рассмотрены только два: Роман Мстиславич и Мстислав-Борис
Романович. Связь последнего с Новгородом, как уже отмечено, весьма сомнительна. Кроме того, этому
князю буллы с изображением св. Феодора принадлежать не могут, поскольку названный святой не
был патроном ни его самого, ни его отца. Следовательно, мы должны отнести их Роману Мстиславичу,
устанавливая тем самым неизвестное летописцу христианское имя его отца Мстислава Изяславича —
Феодор. Обилие экзема
18 В. Л. Янин. Новгородские посадники. М... 1962, стр. 96—99.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|