На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Янин В.Л.
Актовые печати Древней Руси XV в.в.
в двух томах
стр. 83

Особое внимание привлекает н себе печать № 78 с изображением и именем св. Ирины. Буллы, принадлежавшие женщинам, в древнерусской сфрагистика крайне редки, однако даже тот незначительный материал, который собран к настоящему времени, позволяет утверждать, что во всех случаях владелицами печатей были княгини. Мы уже видели следующие буллы XI—начала XII в. с женскими именами: 1) печати Феофано Музалон, жены князя Олега Святославича; 2) печати Марин, жены князя Всеволода Ярославича; 3) печати Христины, жены князя Мстислава Владимировича; 4) печать Марии с русской благопожелательной надписью; в ее владелице мы предположили жену князя Всеволода Ольговича. В пользу княжеской принадлежности буллы с изображением св. Ирины говорит и то обстоятельство, что в рассматриваемое время имя Ирина было достаточно популярным в княжеской семье. Отметим, в частности, что Ириной была жена князя Ярополка Изяславича и это засвидетельствовано в одной аз миниатюр Трирской псалтири т1. То же имя приняла в монашестве дочь Всеволода Ярославича Екатерина, умершая в 1108 г. 72 Так же звали жену черниговского князя Ярослава Всеволодовича, умершего в 1200 г. 73 Однако сейчас нас привлекают сведения об именах княгинь —современниц Святополка Изяславича. Такие сведения имеются, хоть они и не полни. Жену Мстислава Владимировича звали Христиной, жену Давида Святославича — Феодосией '*. Имя жены Ярослава Святополковича нам не известно 1Ь. Что касается жен самого Святополка Изяславича, то на вопросе об их именах следует остановиться подробнее. Известно, что Святополк Изяславич женился в 1094 г. на дочери половецкого хана Тугор-кана 7е. Однако это был не первый его брак. Уже в И099 г. убиг взрослый сын Святополка Мстислав. В 1100 г. Святополк дает другому своему сыну Ярославу Владимир-Волынский. В 1102 г. он отдает замуж дочь Сбыславу, а спустя два года другую дочь — Предславу. Нет сомнений, что все эти дети были рождены первой женой Святополка или же прижиты 71 В. Л. Янин. Русская княгиня Олнсава-Гертруда п ее сын Ярополк. «Нумизматика и эпиграфика», вып. 4. M., 1963, стр. 145 и сл. " ПЕРЛ, т. 2. СПб., 1843, стр. 288. , а Р. Вл. Зотов. Указ. соч., стр. 40. 71 Там же, стр. 37. 76 Ярослав женился в 1112 г. на дочери Мстислава Владимировича н в 1118 г. отослал ее от себя. ПЕРЛ, т. II. СПб., 1843, стр. 2, 289. ПЕРЛ, т. I, вын, 1. Изд. 2, стб. 226; т. I. СПб., 1843, стр. 279. им от наложниц. Существует позднее предание, восходящее к написанной в 1670 г. Феодосией Сафоновичем повести о перенесении мощей св. Варвары в Киев, о том, что эти мощи — главнейшая святыня киевского храма архангела Михаила — были перенесены в Киев женой Святополка Изяславича Варварой, дочерью византийского императора Алексея Комнина 77. В этом сообщении имеется несколько бросающихся в глаза противоречий. Во-пфрвых, у Алексея Конника не было дочери по имени Варвара. Во-вторых, Михайловский Златоверхий монастырь, о котором здесь идет речь, был основан Святополком в 1108 г. 7В, когда его женой была дочь Тугорка-на, если только в это время он не был женат третий раз. Сомнительные показания этой поздней традиции опровергаются сведениями позднейшего синодика Михайловского монастыря, в котором его первоначальные ктиторы обозначены следующим образом: «Род блого- верного Великого Князя Киевского Михаила Святополка Ктитора первоначалного святой обители нашея. Род благоверной княгини Ирины Ктиторка святые обители сея, яже созда каменный придел церкви Вихания господин в Иерусалим при храме святого Михаила и дале в святую обитель сию землю патентую от ней нареченную Орининскую и девичь гору над рекою Лыбедею, со млином, лесом и пасекою»7В. Это сообщение позволяет утверждать, что жену Святополка Изяславича, занимавшуюся строительством в его патро-нальном монастыре после 1108 г., звали Ириной. Ей мы и относим печать «Дьнеслово» с именем и изображением св. Ирины. Таким образом, мы приходим к выводу, что группа печатей с надписью «Дьнеслово» появляется в княжение Святополка Изяславича и прекращает бытование вместе с прекращением этого княжение. В рассмотренную группу входят княжеские печати, связанные с системой киевского управления, и владычные буллы. Тип «Дьнеслово» не отражает принадлежности буллы к определенному институту государственной власти. Напротив, в нем стерты различия между печатями княжеской и церковной. Это обстоятельство не кажется нам противоречивым. На протяжении всего XI в. специаль- 17 M. Берлинский. Краткое описание Киева. СПб., 1820, стр. 85,17G; Я. Сем en тоне кий. Киев пего достопамятности. Киев, 1852, стр. 102; Я. Закревский. Описание Киева, т. 2. М., 1868, стр. 541; В. Н. Лазарев. Михайловские мозаики. М., 1966, стр. 14—16. 78 ПЕРЛ, т. I, вып. 1. Изд. 2, стб. 283. 78 А. Бостонов. Описание русских и словенских рукописей Румянпевского музеума. СПб., 1842, стр. 575.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes