|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Янин В.Л.
Актовые печати Древней Руси XV в.в.
в двух томах
стр. 82
Формальным признаком предпринятого тогда распределения булл между указанными кафедрами
послужило то обстоятельство, что единственная печать одного варианта (№ 84) происходила из
южнорусских находок, а один из экземпляров буллы другого варианта (№ 85; всего нам тогда было
известно три экземпляра, принадлежащих к этому варианту) имел новгородское происхождение.
А. В. Соловьев любезно обратил наше внимание еще на две буллы с изображением Иоанна
Предтечи, которые, хотя и были изданы И. Иод-ковским еще в 1948 г. 69, оставались вне
опубликованного нами в 1962 г. свода печатей «Дьне-слово». Эти две печати оказались оттиснуты теми
же матрицами, что и отнесенные нами новгородскому епископу Ивану Попьяну. Теперь таких
печатей стало пять, и их топографические данные заставляют пересмотреть первоначально
предложенную атрибуцию. Из пяти булл две найдены в Дрогичине, одна в Гродно, одна в пределах б.
Каневского уезда Киевской губ., одна происходит из Новгорода. Печати обнаруживают явное
тяготение не к Новгороду, а к западным областям Руси.
Прежде чем высказаться относительно новой атрибуции этих булл, хотелось бы отметить несколько
обстоятельств, способных ограничить круг поисков.
Во-первых, возможные владельцы этих печатей могут относиться только к точно фиксированному
промежутку времени — с 1093 по 1113 г. В самом деле, печати с надписью «Дьнеслово» не могут
появиться ранее 1093 г., иначе в их числе, несомненно, должны были бы оказаться буллы с
изображением св. Андрея, патрона предшественника Святополка на киевском столе Всеволода
Ярославича, но таких печатей нет. Отсутствие в числе булл «Дьне-олово» печатей с изображением
патрона Владимира Мономаха — св. Василия ограничивает позднюю дату их бытования 1113 г.
Во-вторых, употребление печатей с надписью «Дьнеслово» не выходит за рамки киевской
инициативы. Все три разновидности княжеских печатей (Михаила, Давида и Феодора) связаны с
киевской административной системой (Киев — Новгород). Этот тип не был воспринят ни в
Переяславле Владимиром Мономахом, лишь трансформировавшим «греко-русскую» печать в чисто
русскую буллу, ни в Смоленске, ни на Волыни, где при Давиде
/. Jodkowski. Op. cit., s. 198. См.также: H. H. Воронин. Древнее Гродно (по материалам археологических раскопок 1932-
1949 гг.). МАИ, № 41. М., 1954, стр. 198*
Игоревиче сохраняется «греко-русский» тип. Напротив, приход на киевское княжение Владимира
Мономаха в 1113 г. отменяет тип «Дьнеслово» не только в Киеве, но и в Новгороде. Среди печатей
новгородского князя Мстислава Владимировича имеются не только буллы «Дьнеслово», ной буллы с
изображением св. Феодора и русской благопожелательной надписью, употреблявшиеся, как можно
теперь догадываться, в позднейший период его новгородского княжение, между 1113 и 1117 гг. Что
касается церковных печатей, среди которых мы видели полоцкую, их связь с киевской инициативой не
опровергается самим фактом более широкого употребления: зависимость епископов от
митрополита была более заметной, нежели зависимость князей-вотчинников от киевского стола.
Поэтому неприуроченные печати с надписью «Дьнеслово» и изображениями святых Георгия, Петра
и Павла, а также неопределенных святых (№ 94—96) могут принадлежать каким-либо епископам
этого периода; к сожалению, списки епископов времени Святополка Изяславича отличаются
многими невосполнимыми пробелами. Что касается печатей с изображением Иоанна Предтечи, то о
них можно высказать более определенное мнение.
Мы уже видели, что обильно представленный находками вариант № 85 тяготеет к западным
районам Руси, на территории которых (Дрогичин и Гродно) собрано больше половины экземпляров
этих матриц. Другой вариант печати с изображением св. Иоанна (№ 84) происходит также из
западнорусских районов: он найден на городище древнего Галича 70. Дрогичинские, гродненская и
галичская находки объединяются общностью происхождения, поскольку все три пункта в
рассматриваемое время находились на территории Владимиро-Волынское земли. Среди сеньоров
Волыни и следует, по-видимому, разыскивать владельца этих печатей. Имена владимирских
епископов рубежа XI и XII ее. нам известны (Стефан и Амфилохий), они не соответствуют имени,
помещенному на печати. Что касается волынских князей, то после изгнания Давида Игоревича в 1100
г. Волынь на длительный срок становится киевским уделом, в котором с 1100 по 1118 г. сидел сын
Святополка Изяславича Ярослав; христианское имя князя нам не известно, однако имеются все
основания относить именно ему буллы с именем Иоанна, предполагая, таким образом, что он был
крещен во имя Иоанна Предтечи.
,0 Я. Пастернак. Указ. соч., стр. 200.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|