На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Янин В.Л.
Актовые печати Древней Руси XV в.в.
в двух томах
стр. 80

общими стилистическими особенностями этих печатей. Бросается в глаза преобладание на них поясных и погрудвых изображений святи;. Это обстоятельство само по себе служит важным хронологическим признаком. Поясные и погрудные изображения в русской сфрагистика домонгольского периода предпочтительно употреблялись на печатях XI в. Наиболее позднюю из достоверно датированных групп булл, где святой изображен погруд-но, составляют княжеские печати Владимира Мономаха п Всеволода-Кирилла Ольговича (с надписью «Господи, помози»). В последующий период, вплоть до конца XII в., в погруд-ном или поясном варианте, как правило, изображается только Богоматерь на печатях церковного круга, но и там уже во второй половине XII в. наблюдается тенденция к употреблению ростового изображения. Что касается изображения святых в полный рост, то, появившись уже в XI в., овина рубеже XI—XII в. и в первой четверти XII в. сосуществуют с по грудными изображениями, а затем полностью вытесняют их. Присутствие в группе печатей «Дьнеслово» и поясных, и ростовых изображений снова указывает на дату, близкую к рубежу XI и XII ее. На этот же период указывают и отдельные, наиболее близкие аналогии этим буллам в других сфрагистических разрядах. Н. П. Лихачев отметил исключительное стилистическое сходство печатей «Дьнеслово» с печатями «От Ратибора». Поясное или погрудное изображение архангела на печатях № 74—76 находит ближайшую аналогию в описанной выше печати JSà 37, которую мы отнесли к периоду новгородского княжение Святополка Изяславича (1078—1088 гг.). А поясное изображение царя Давида на печати № 79 практически неотличимо от такого же изображения на печати № 113, отнесенной выше черниговскому князю начала XII в. Давиду Святославичу. Согласное указание различных элементов печатей «Дьнеслово» на рубеж XI—XII ее. заставлял особенно внимательно приглядеться к сфрагистика этого времени. В сфрагистиче-ском отношении конец XI — начало XII в. представляет собой сплошное белое пятно, особенно в области истории княжеских печатей. Мы видели, что в группе таких печатей последовательно представлены Изяслав Ярославич (1054- 1073, 1077-1078 гг.), Святослав Ярославич (1073—1076 гг.), которым принадлежит в общей сложности 14 печатей, Всеволод Ярославич (1078—1093 гг.), от которого сохранилось 10 печатей, Владимир Всеволодович Мономах (1113—1125 гг.), из 22 булл которого с русской надписью: «Господи, помози рабу своему Василию» — значительная часть, несомненно, тяготеет к киевскому периоду его деятельности. Что касается времени Святополка Изяславича, сидевшего на киевском столе 20 лет (1093—1113 гг.), то этому князю мы смогли приписать одну уже упомянутую печать из Старой Ладоги (№ 37), которая самим местом находки связывается скорее с новгородским (до 1088 г.) периодом его княжение, нежели с киевским. Между тем как раз в этот период, по-видимому, происходят поиски новых сфрагистических типов. На протяжении всего XI в. тип киевской княжеской буллы не был единым. На буллах Изяслава Ярославича помещено изображение росетки. На печатях Святослава Ярославича изображение патрона этого князя — св. Николая сочетается с изображением самого князя. Буллы Всеволода Ярославича несут изображение его патрона — св. Андрея в сочетании с многострочной греческой благопожелательной надписью. Так же оформлены печати князей, не княживших в Киеве и живших во второй половине XI в. Тип поздней печати Владимира Мономаха отличен: он снабжен русской благопожелательной надписью. Этот тип активно усвоен русской сфрагистикой первой трети XII в. Заметна противоположность и в оформлении митрополичьих печатей XI и XII ее. Буллы XI в. варьируют в оформлении, но уже с последних годов этого века на печати митрополита Николая утверждается постоянный тип, несущий изображение общецерковной эмблемы — «Знамения». Таким образом, общие наблюдения над состоянием русской сфрагистики на рубеже XI и XII ее. привлекают особое внимание ко времени киевского княжение Святополка Изяславича (1093—1113 гг.), когда существуют особые условия для возникновения новых и недолговечных сфрагистических типов. Это время, которому предшествует сфрагистический хаос и которое сменяется периодом бытования четко оформленных сфрагистических типов. Именно в этом промежутке мы и намерены искать возможных владельцев печатей с надписью «Дьпеслово», коль скоро они принадлежат к широко распространенному единообразному типу. Оговоримся, что предположения Н. П. Лихачева о принадлежности этих владельцев к числу второстепенных лиц не могут быть признаны методически точными. Для эпохи, когда еще не возникли характерные типы княжеской и церковной печати. б П. Л. Янин 81


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes