На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Янин В.Л.
Актовые печати Древней Руси XV в.в.
в двух томах
стр. 69

зафиксированной на различных княжеских печатях, они н в своем русском варианте должны обязательно связываться с княжеской сфрагистикой. Однако благопожелательная греческая формула в XI в. присуща не только княжеским печатям. Она в разных вариантах широко употребляется в русской сфрагистика, присутствуя, например, на митрополичьих -буллах или на буллах Евстафия, которые связаны нами с ранней посадничьей сфрагистикой Новгорода. С другой стороны, в русской сфрагистика само понятие типа вислых печатей в позднейшее время, несомненно, связано с принципиальной принадлежностью булл. Знакомство с наиболее разработанными разделами русской сфрагистики второй половины XII—XIII в. и более позднего времени позволяет утверждать, что печати разных должностных лиц обязательно различаются в оформлении их типа. Этой особенности еще не знала сфрагистика XI в. Следовательно, правильность общего истолкования печатей с надписью «Господи, помози» во многом зависит от их хронологического определения. Они могут относиться к тому периоду, когда тип уже стал признаком принадлежности к определенному институту государственной власти; в этом случае вся группа однотипных печатей должна быть единой по своей принадлежности. Но они могут относиться и к более раннему периоду и принадлежать разным институтам. Таким образом, атрибуция этих печатей не может быть построена на отвлеченных представлениях. Она должна основываться на четком решении хронологической проблемы. Б этом отношении наиболее существенным обстоятельством является несомненная преемственность печатей с надписью «Господи, помози» и печатей с надписью Ktipis; Çorstsi, которая прослеживается не только в смысловом тождестве их легенд, но и в приемах оформления. В частности, на буллах с русской надписью резко преобладают поясные изображения святых, что характерно для русской сфрагистики XI — первой трети XII в. Как мы уже видели, греко-русский тип буллы, характеризующийся совмещением изображения святого с греческой многострочной надписью и признаваемый непосредственно предшествующим рассматриваемой группе печатей, во владычной сфрагистика существует на протяжении всего домонгольского периода, но в светской сфрагистика отмирает на рубеже XI—XII ее. Имея в виду предполагаемую преемственность сфрагистического типа с русской благопожелательной надписью и греко-русского типа печатей и ориентировочную его датировку началом XII в., мы теперь должны обратить внимание на одно чрезвычайно важное для дальнейших выводов обстоятельство. Оказывается, что некоторым буллам с русской надписью «Господи, помози» свойствен чрезвычайно широкий ареал, тогда как другие местом своей находки связываются исключительно с Новгородом. Наиболее многочисленна и территориально распространена группа печатей с надписью: «Господи, помози рабу своему Василию» (№ 97—112). Из 22 зафиксированных к настоящему времени печатей этого типа 7 найдены в Киеве и неопределенных пунктах Киевщины, 1 — в Вышгороде, 1 — в Белгородкф, 1 — в Звенигороде Галицком, 1 — в неопределенном пункте Львовщины, 8 — в Новгороде, 1 — в Смоленске, 1 — в Ростове Ярославском. Для определения принадлежности всей этой группы чрезвычайно важна уже упомянутая киевская находка 1909 г., на которой имеется более пространная легенда: «Господи, помози рабу своему Василию, князя русьского» (№ 97). Эта легенда так же, как и исключительная распространенность данного типа, заставляет относить его князю Владимиру-Василию Всеволодовичу Мономаху. Датировка основной группы булл с русской благопожелательной надписью временем Владимира Мономаха может быть несколько уточнена наличием булл этого князя, уже рассмотренных в первой главе настоящей работы и принадлежащих к греко-русскому типу. Сопоставление этих печатей, к числу которых принадлежит булла, называющая Владимира «благороднейшим архонтом» и «Мономахом», с другими княжескими печатями XI в. позволило нам высказать предположение о том, что они относятся к равной поре деятельности Владимира Всеволодовича. Теперь этот тезис получает новое подтверждение, поскольку, относя Владимиру 16 вариантов булл, имеющих признаки более позднего в рамках указанного княжение бытования, мы вынуждены будем признать, что время употребления этих многочисленных разновидностей было достаточно продолжительным. Определение печатей Василия способствует правильному пониманию еще нескольких булл с надписью «Господи, помози». Среди этих булл имеются пять разновидностей печатей (представленных шестью экземплярами), на одной стороне которых помещено изображение св. Феодора в полный рост с копьем и щитом, а на обороте — надпись в несколько строк: «Господи, помози рабу своему Феодору» (№ 121),


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes