На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Янин В.Л.
Актовые печати Древней Руси XV в.в.
в двух томах
стр. 68

даже не ставил вопроса о возможной принадлежности печатей Феодора Мстиславу-Феодору Владимировичу. Анализировать печать Михаила исследователь отказался из-за ее плохой сохранности. Что касается печати Марии, то о ней Н. П. Лихачев осторожно высказался в пользу ее принадлежности жене князя Святослава Ольговича. Материалом для такого вывода послужила близость в необычно больших размерах печати Марии с печатью Святослава (№ 10), которую Н. П. Лихачев был склонен относить ко времени Святослава Ольговича 32, но которая, как это выяснилось стратиграфическими данными новых находок, относится ко времени Святослава Ярославича. Пополнение коллекции булл с русской блого-пожелательной надписью в послевоенные годы побудило нас предпринять попытку заново датировать такие печати33. Основой предложенной передатировки были приняты два положения. Вслед за Н. П. Лихачевым мы признавали всю группу рассматриваемых булл безусловно принадлежавшей к кругу княжеских печатей. Однако от привлечения к их датировке тех показаний, которые содержатся в печати Мстиславовой грамоты, пришлось полностью отказаться, поскольку эта печать, несомненно, относится к более позднему времени, нежели сама грамота, при которой она сохранилась. Печать Мстиславовой грамоты относится к первой половине XIII в. и принадлежит князю Ярославу Всеволодовичу34. Поэтому хронологические рамки бытования группы булл с русской благопожелательной надписью были признаны нами более широкими, включающими весь XII в. и первую треть XIII в. В числе возможных владельцев таких печатей мы предполагали Ростислава-Михаила Мстиславича, Всеволода-Димитрия Юрьевича, Константина Всеволодовича и др. Эта попытка заново датировать печати, которую сейчас следует признать неудачной, привела к возникновению существенных противоречий между предложенными выводами и основной массой сфрагистического материала XII в. Широкая датировка булл с формулой: «Господи, помози рабу своему» — в пределах более чем столетнего периода противоречит 32 Там же, стр. 117—122. ая В. Л. Янин. Печати из новгородских раскопок 1951 г. СА, XVIII, 1953, стр. 376—379; он же. Вислые печати из новгородских раскопок 1951—1954 гг. МИА, А1» 55. «Труды Новгородской археологической экспедиции», т. 1. М., 1956, стр. 153 и сл. 31 В. Л. Янин. Печать Мстиславовой грамоты. КСИ11МК, вып. 65, 1956, стр. 42-48. прежде всего исключительной компактности этой сфрагистической группы. Близкое родство основных признаков типа, техническое и стилистическое сходство заставляют настаивать на том, что все такие печати относятся к одному периоду, ограниченному весьма узкими хронологическими рамками. Пытаясь отыскать владельцев рассматриваемых булл в пределах всего XII в., мы столкнемся с несколькими недоразумениями. Во-первых, хорошо известно, что княжеская сфрагистика XII—XIII ее. обильно представлена буллами совершенно иного типа, обозначающего христианские имя и отчество князя патрональными изображениями его самого и его отца. В конце концов, это противоречие в какой-то степени могло бы быть устранено предположением об особом функциональном назначении печатей с формулой «Господи, помози». Однако такое решение неизбежно поставит перед исследователем новый недоуменный вопрос. Большинство разновидностей булл с русской благопожелательной надписью, происходит из новгородских находок, а нам хорошо известны имена некоторых князей, подолгу сидевших на новгородском столе. Назовем Всеволода-Гавриила Мстиславича (1117—1136 гг.), Святослава-Николая Ольговича (1136—1138, 1139—1140 гг.), Юрия- Георгия Андреевича (1172—1175 гг.). Тем не менее не существует печатей с благопожелательной формулой и именами Гавриил, Николай, Георгий. Имеющиеся на печатях имена в редких случаях могут быть сопоставлены с возможными христианскими именами некоторых князей. Большинство же булл так и остается загадкой, заставляющей предполагать любое решение. Между тем признание печатей с надписью «Господи, помози» типом, существовавшим непродолжительное время, позволяет дать им атрибуцию, лишенную противоречий. Для решения проблемы в целом следует вернуться к вопросу о принципиальной принадлежности этих булл. Как мы уже видели, главным аргументом в пользу отнесения всей группы печатей с русской благопожелательной формулой к кругу княжеской сфрагистики является титулование владельца одной из таких печатей «князем русским». Другой аргумент основан на сравнении русской благопожелательной формулы с такой же греческой формулой печатей XI в. Предполагалось, что, поскольку печати XII в. с русской надписью «Господи, помози» прямо продолжают линию развития булл XI в. с греческой надписью Kupts, jÏQTjflei,


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes