На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Янин В.Л.
Актовые печати Древней Руси XV в.в.
в двух томах
стр. 61

В середине и второй половине XI в., когда лицевой иконописный шаблон еще не мог сделаться обязательной принадлежностью художника, наиболее вероятным собранием канонических образцов изображений и начертаний имен различных святых могло быть мозаичное и живописное убранство киевского Софийского собора. Именно там киевские художники и торевты должны были срисовывать композиции и списывать образцовые надписи. Изображение св. Климента папы римского в киевской Софии помещено на алтарной мозаике, среди изображений святителей, отцов церкви и первомучеников, под знаменитой Евхаристией. К настоящему времени сохранилась лишь верхняя часть колончатых надписей *, которые, однако, вполне могут быть реконструированы: А П К А Л п H А M 2 H Р S fi " ом H s. Перенос частицы о в нижнюю часть левой колонки здесь несомненен. Ее отсутствие в начале правой колонки не может свидетельствовать об ее опущении вообще, поскольку такая частица в надписях других мозаик употребляется пунктуально (в именах Иоанна Златоуста, Стефана Первому ченика, Григория Нисского, Григория Чудотворца, Григория Богослова)6. Следовательно, на «образцовой» мозаике Софийского собора имя Климента было разделено на колонки таким образом, что в левой, если рассматривать ее изолированно от правой, получалось бессмысленное О КЛНМНСО, т.е. как раз то ошибочное написание, которое отмечено на буллах Ратибора. Из этих наблюдений мы делаем три вывода. Во-первых, мастер, выполнивший самый ранний вариант печати Ратибора, сверялся с мозаиками Софийского собора. Во-вторых, он был русским, а не греком, иначе он не стал бы В. Я. Лазарев. Мозаики Софии киевской. М., 1960, стр. 171. 1 Там же, стр. 171 (Григории Богослов), 172 (Стефан Первом ученик), 174 (Иоанн Златоуст), 175 (Григорий НИССКИЙ И Григорий Чудотворец). копировать надпись бессмысленно. В-третьих, возникновение новых вариантов печати Ратибора действительно происходило в результате копирования старых вариантов, поскольку ошибочное написание О КЛНМНСО присуще трем разновидностям этой буллы. Ключ к выяснению относительной хронологии печатей Ратибора дает сравнение вариантов № 69 и 70. Практически это печати, оттиснутые не двумя, а одной парой матриц. Лицевые стороны указанных вариантов вполне тождественны; оборотные тождественны во всем, за исключением колончатой надписи. При этом тождественность сохраняется и здесь полностью в левой колонке надписи, в правой же на матрице исправлены две буквы: «с» превращено в «е», для чего потребовалось лишь провести одну дополнительную черточку, а маленькое конечное «о» — в непропорционально большое «т», получившее после перегравировки более высокий рельеф. В результате всех этих исправлений ошибочная греческая надпись превратилась в правильную русскую О КЛИМЕНТ. Вполне очевидно, что обратное превращение невозможно: «е», вырезанное на матрице углубленно, уже не превратишь в «с», нельзя сделать и из большего «т» маленькое «о». Таким образом, вариант № 69 оказывается более ранним, чем вариант № 70; последний к тому же уничтожает дефекты надписи варианта 69. Следовательно, сохраняющие эти дефекты варианты № 67 и 68 оказываются еще более ранними. Что касается найденного недавно в Турции варианта № 71, он должен быть признан наиболее поздним, поскольку содержит написание О КЛИМЕНТ, первоначальный образец которого выявлен нами на варианте № 70. В связи с изложенными наблюдениями отметим интересную закономерность. Все варианты буллы Ратибора распадаются на две группы в зависимости от величины их кружков. Варианты № 67 и 68, признанные нами древнейшими, оттиснуты на кружках сравнительно малого диаметра (22—24 мм), тогда как все остальные используют большие кружки (25— 28 мм). Отсутствие «чересполосицы» в величине кружков подтверждает правильность установленной по особенностям колончатых надписей относительной хронологии булл. По-видимому, самым древним следует признать вариант № 67. Только на нем надпись «От Ратибора» начинается буквой«0». На варианте № 68 в начале этой надписи стоит омега, как и па всех позднейших разновидностях буллы.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes