На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Янин В.Л.
Актовые печати Древней Руси XV в.в.
в двух томах
стр. 56

«Антони[н] архиеп[и]скоп новъгородьскыиир (№ 62). Судьбы новгородских архиепископов Митрофана и Антония причудливо переплетаются на всем протяжении пергой четверти XIII в. Митрофан впервые появляется на политической арене Новгорода еще в 1193 г., когда соперничал с Мартирием и потерпел поражение при выборах владыки. Избран он был после смерти Мартирия в 1199 г. и хиротонисан 3 июля 1201 г. Спустя одиннадцать лет, 22 января 1212 г., Митрофан был лишен кафедры новгородцами, а на его место избрали Антония, хиротонисанного в том же году. 17 марта 1220 г. Митрофан снова добился новгородской кафедры, а Антоний был изгнан и получил еписко-пию в Пфремышле. После смерти Митрофана 3 июля 1223 г. новгородцы избрали владыкой Дрсения, который, так и не будучи хиротонисан, в конце 1225 г. был снова замещен Антонием, владычествовавшим до 1228 г., когда он по немощи удалился в Хутынский монастырь, где и умер 8 октября 1232 г. 72 Столь сложное чередование владык Митрофана и Антония не позволяет решить вопрос о точной дате их булл. У нас нет оснований для того, чтобы выбрать в качестве даты печати Митрофана период его первого владычества или же период повторного занятия кафедры. То же самое можно сказать и о печати Антония, Однако, сравнивая между собой обе эти буллы, мы, по-видимому, имеем право говорить о большей древности печати Митрофана. Она и по размеру, и по особенностям изображения Богоматери гораздо ближе к буллам непосредственного предшественника Митрофана Мартирия, тогда как у буллы Антония уменьшается кружок матрицы, надпись делается мельче, а на стороне с изображением под обычными богородичными титлами появляются титлы 1С—ХС, присутствующие на большинстве позднейших сфрагистических изображений «Знамения». Исчерпав весь существующий к настоящему времени материал именных печатей новгородских владык домонгольской поры, мы можем отметить несколько важных деталей, определяющих существенные тенденции в развитии местной церковной буллы. Прежде всего бросается в глаза несомненная изначальная связь новгородской владычной буллы с киевской митрополичьей печатью. Прямым прототипом печати Нифонта в доступном нам сейчас материале киевской церковной 71 НПЛ, стр. 44—45, 52, 60—61, 64—65, 72, 231—232, 238-239, 250, 261, 263, 269—270, 281. сфрагистики оказываются буллы Никифора I. Сходство не сводится к повторению типа, несущего на одной стороне поясное изображение Богоматери «Знамение», а на другой греческую многострочную надпись. Это сходство, а следовательно, и подражательность новгородских булл киевским сказываются в совпадении самой формулы легенды. Мы видели уже, что формула митрополичьей печати варьирует, повторяясь лишь в редчайших случаях. На буллах Никифора присутствует формула, несвойственная другим киевским печатям: сА-(\т\, axénotç \LS, И именно эта формула была воспроизведена в Новгороде вместе со всеми остальными деталями сфрагистического типа. В дальнейшем развитии типа новгородских владычных печатей могут быть отмечены два важнейших явления. Новгород отвергает греческий язык в надписях булл и переходит к употреблению русского языка, что, несомненно, совпадает с общим духом республиканских преобразований, выразившихся, между прочим, и в избрании владыки из среды местного духовенства — русского, а не греческого. Кроме того, на буллах, начиная со времени Илии, утверждается новый тип богородичного изображения — композиция «Знамение» не поясная, а ростовая. Печати смоленского епископа Мануила. Заимствованным из киевской митрополичьей сфрагистики оказывается и тип печати смоленского епископа Мануила, представленный двумя идентичными экземплярами. Погрудное изображение Богоматери «Знамение» сопровождается на них греческой надписью: [М]аѵоо (т (/. s| кивхоюа[с E]f«o . ivtaxo'], т.е. «Мвнуил, епископ Смоленска» {№ 63). Пришедший «из грек» скопец Мануил был первым смоленским епископом, поставленным при учреждении епископии в 1137 г. Его имя названо в уставной грамоте князя Ростислава Мстиславича73. В 1147 г. Мануил, будучи смоленским епископом, принимал участие в наставлении митрополитом Клима Смоля-тича, затем, рассорившись с ним, укрывался из Смоленска и вернулся на свою кафедру лишь в 1156 г. В качестве смоленского епископа он выступает еще в 1167 г. Дальнейшая его судьба не известна. В 1180 г. в Смоленске был другой епископ — Константин 74. Печати полоцкого епископа Дионисия. К тому же сфрагистическому 73 ПЕРЛ, т. I, вып. 2, стб. 304; «Памятники русского права», вып. 2. Составитель А. А. Зимин. М., 1953, стр. 43. «ПЕРЛ, т. II, стр. 30, 80, 94, 304.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes