На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Янин В.Л.
Актовые печати Древней Руси XV в.в.
в двух томах
стр. 55

города. На печати № 59 имеется такая же многострочная надпись: + 'Afve, СГУИИККС том *и)тт]Ѵ NoypOYpâSfov, т. ф. «Святой, воззри на меня, пастыря Новгорода», но ее оборот занят поясным изображением не Богоматери, а святителя, имя которого сохранилось лишь в виде нечитаемых фрагментов по сторонам изображения. Поскольку анонимную печать Аркадия мы уже знаем, владельца рассматриваемой буллы следует искать среди непосредственных преемников Аркадия. Такими были Илия, а затем Григорий. Патрон Илии изображался иначе; что же касается Григория, изображенный на булле святитель вполне соответствует иконографическому типу святого, носившего это имя. Оговоримся, однако, что лишь знакомство с оригиналом буллы или обнаружение нового, более сохранного экземпляра способно дать окончательную уверенность в правильности такого решения. Григорий был избран во владыки сразу же после смерти Илии, т.е. вскоре после 7 сентября 1186 г., он был хиротонисан 29 марта 1187 г. и вернулся в Новгород с поставления 31 мая того же года. Умер Григорий 24 мая 1193 г. 88 Если печать № 59 действительно принадлежит ему, датировать ее следует концом 1186 — началом 1187 г. В трех идентичных экземплярах известна булла следующего новгородского владыки, Мартирия, избранного после смерти Гавриила, т.е. в конце мая или начале июня 1193 г., хиротонисанного 10 декабря 1193 г., пришедшего в Новгород 16 января 1194 г. и умершего 24 августа 1199 г. ее На печатях Мартирия изображение Богоматери «Знамение» в полный рост, подобное такому же изображению на епископской булле Илии, сочетается с русской надписью: «Мартирьи еп[иске]п новгородский» (№ 60). Приведенная надпись содержит в себе некоторую несообразность. Ее следует рассмотреть здесь же. Наличная литература по истории новгородской церкви придерживается той же периодизации, которая была принята еще в новгородском летописании, основываясь на цитированном сообщении о пожаловании архиепископства Илие в 1165 г. Согласно этой периодизации, легшей уже в XV в. в основу членения списка новгородских владык на две рубрики: «А се новгородский епископы» и «А се архиепископи»,— 1165 г. оказывается временем коренного преобразования новгородской едископии в архиепископию. Пунктуально придерживаясь такой «НПЛ, стр. 38, 40, 229, 231. » НПЛ, стр. 40, 44, 231-232, 238. схемы, мы должны были бы недоумевать по поводу титулования епископом Мартирия, деятельность которого относится ко времени, на три десятка лет более позднему, чем этапный 1165 г., тем более что и Новгородская первая летопись в древнейшем, Синодальном, списке неоднократно называет Мартирия архиепископом, хотя в рассказе о наставлении она не титулует его. В указанной связи следует обратить внимание на одно явление, находящееся в несомненном родстве с отмеченным противоречием. Известно, что титул архиепископа присваивался новгородским владыкам иногда и до 1165 г. Так, архиепископом титулуется Нифонт —и не только в летописном рассказе, где подобное титулование может быть результатом позднейшего обновления терминологии, но и в прижизненном памятнике, каким был, например, антиминс 1148 г. та Известны попытки историков связать архиепископство Нифонта с его политикой в ходе борьбы против автокефалии Клима Смолятича, когда Новгород якобы добился непосредственного подчинения патриарху, минуя киевскую митрополию Как бы то ни было, новгородская кафедра знает архиепископов до 1165 г., знает она и епископов после 1165 г. Показание булл Мартирия, как нам представляется, дает основание считать, что в 1165 г. не было коренного преобразования новгородской енископии в архиепископию. Пожалования титула архиепископа на протяжении всей второй половины XII в. носили личный, эпизодический характер и совершались при хиротонисании не всегда. Владыка Мартирий, о котором летопись рассказывает, что его пригласили в Киев после избрания на новгородскую кафедру «с великой честью», был посвящен только в епископы. Не исключено, разумеется, что в дальнейшем имело место и второе пожалование, как это случилось с Илией, но сфрагистических свидетельств архиепископства Мартирия пока нет. К домонгольскому периоду относятся еще две новгородские владычные именные печати. Одна из них несет изображение Богоматери «Знамение» в полный рост, а на обороте русскую надпись: «М[и]трофан а[рхи1еп[иско1п новгородскыи» (№ 61). Другая с подобным изображением сохранила русскую надпись: ,0 И. И. Срезневский. Антиминс 1149 года. «Христианские древности и археология», 1862, кн. 4, стр. 1—4; ф. Морозов. Антиминс 1149 (6657) года. «Записки Отделения русской и славянской археологии Русского археологического обществ а», т. XI. Пг., 1915, стр, 197— 209. я М. Д. Приселков. Указ. соч., стр. 383—384.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes