|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Янин В.Л.
Актовые печати Древней Руси XV в.в.
в двух томах
стр. 49
сторонах, будучи предположительно определена как принадлежащая Никифору II (1182—не ранее
1198 г.), по своему размеру (33—36 мм) занимает промежуточное положение между буллами
Константина II и Кирилла I, вполне соответствующее и хронологическому положению Никифора II
между этими двумя митрополитами. Указанное обстоятельство лишний раз убеждает в правильности
атрибуции этой печати именно Никифору И, а не более раннему одноименному митрополиту.
Митрополичьи печати с именем Иоанн. Завершив обзор и атрибуцию основной
массы печатей киевских митрополитов домонгольского времени, мы сознательно вынесли в конец
этого обзора митрополичьи печати с именем Иоанн. Определение таких печатей оказывается
особенно сложным потому, что списки митрополитов и совокупное показание разных источников
знают на киевской кафедре в домонгольское время пятерых архиереев с указанным именем.
Самый ранний из них, упоминаемый в сказаниях о Борисе и Глебе, действует в первой трети XI в.,
до официального установления митрополии в 1037 г. М. Д. Приселков разобрал немногочисленные
крупицы сведений об этом раннем деятеле русской церкви и, поставив их в связь с общеполитической
обстановкой того времени, пришел к выводу о тождестве митрополита Иоанна русских источников с
главой болгарской церкви Иоанном, который до 1018 г. носил титул патриарха, а после образования
катепаната в Скопле стал архиепископом Охриды Само выделение киевской митрополии из
административной системы Охридской архифпископии исследователь связывает с реформами,
последовавшими за смертью архиепископа Иоанна в 1037 г.
Следующий митрополит Иоанн упоминается в летописях под 1086—1089 гг. Последняя дата — год
его смерти. Густынская летопись сообщает о его наставлении на киевскую кафедру в 1080 г., но, как
уже отмечено, это, по всей вероятности, ошибка, ибо житие епископа Исайя повествует о некоторых
действиях митрополита Иоанна уже в 1077 г. Вслед за М. Д. Присел-ковым принимаем датировку
святительства Иоанна II 1077-1089 гг.
Третий одноименный киевский митрополит был непосредственным преемником Иоанна II.
Летопись упоминает его вслед за сообщением о смерти Иоанна Л: «В се же лето иде Янъка в Грфкы,
дщи Всеволожа, речевая нреже. И приведе Янка митрополита Иоана скопьчину,
u M. Д. Приселков. Указ. соч., стр. 40—46.
его же видевше людье все рекоша: «Се навье пришел». От года бо до года пребыв, умре. Бе же сей муж
не книжек, но умом прост и просторен» *2. Поскольку между моментом смерти Иоанна II и
водворением Иоанна Скопца, естественно, должен был пройти известный промежуток, М. Д.
Приселков принимает датами святительства Иоанна III 1090—1091 гг.
Деятельность митрополита Иоанна IV относится ко второй половине XII в. Он занимал киевскую
кафедру в 1164—1166 гг.43
Наконец, несколько сомнительный Иоанн V упомянут лишь Густынской летописью, которая
сообщает о его наставлении в 1176 г." Отметим, однако, что фто сообщение не вступает в противоречие
с какими-либо фактами, так как предшествующий митрополит назван в последний раз под 1174 г.,
аследующий поставлен на кафедру только в 1182 г. Тем не менее сомнения в его существовании
закономерны, поскольку в списках митрополитов домонгольского времени фигурируют только
четыре Иоанна.
Что касается печатей митрополитов с именем Иоанн, их обзор удобнее всего начать найденной в
1956 г. в Киеве буллой с изображением св. Иоанна и греческой надписью: — Exéstок] тц ЪоиЪла T o[aWTj]
[tTjtpomKiTïi фиюиас, т.е. «Воззри на раба своего Иоанна, митрополита России» (№ 44). Принцип
оформления этой печати полностью совпадает с принципами оформления только одной буллы из
числа киевских митрополичьих — печати Георгия (1068—1073 гг.). Поэтому наиболее вероятного ее
владельца нужно искать среди хронологически близких архиереев, предполагая в нем Иоанна II или
Иоанна III. Рассматриваемая булла не имеет каких-либо архаизирующих признаков, чтобы к числу
этих претендентов добавить Иоанна I, а во времена Иоанна IV и Иоанна V митрополичьи буллы
оформлялись иначе.
Существует в то же время одно обстоятельство, которое не позволит нам датировать киевскую буллу
временем Иоанна II. Погрудное изображение на ней св. Иоанна не может быть истолковано как
изображение Иоанна Предтечи. Св. Иоанн на печати не имеет большего креста и облачен в крещатыф
ризы, что позволяет опознать в нем иконографический тип Иоанна Златоуста или Иоанна Богослова.
Между тем существует документ, который свидетельствует о том, что патроном митрополита
«ПЕРЛ, т. I, вып. 1, стб. 208.
«ПЕРЛ, т. II, стр. 92, 307-308; НПЛ, стр. 32, 219.
«ПЕРЛ, т. II, стр. 316.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|