На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Янин В.Л.
Актовые печати Древней Руси XV в.в.
в двух томах
стр. 34

жение святого, тем более что нимб отсутствует на всех четырех вариантах матриц. Характер этой фигуры определяется главным образом ее головным убором, очертания которого во всех случаях определенны и не вызывают сомнений. Это княжеская шапка, хорошо известная по изображениям на миниатюрах, в иконографии Бориса и Глеба и т. д. Отсутствие нимба в сочетании с княжеской шапкой позволяет установить, что на печатях изображен сам князь, владелец буллы; это подтверждается и наличием на печатях № 10 и 11 княжого имени. Изображение стоящего во весь рост князя с крестом в руке находит ближайшие аналогии на подавляющем большинстве типов древнейших русских монет, где оно характерно для всех вариантов элатников и сребреников с именем Владимира, Святополка и Петра. На некоторых из этих монетных изображений фигура также не имеет нимба, на других нимб показан. Как это доказал еще Л. Э. Стефани и подтвердил И. И. Толстой, нимб первоначально — на Руси еще в XI в. — часто символизировал высокий сан изображенного 7Б. Печати Димитрия. Бесспорное, на наш взгляд, решение может быть предложено и при истолковании древнейших печатей с именем и изображением св. Димитрия. Таких печатей сейчас известно девять, причем принадлежат они к трем типам. На одном, представленном четырьмя вариантами (3 из киевских находок, 1 из Минской обл.), лицевая сторона занята изображением пышной многолепестковой росетки, окруженной сложным ободком; на обороте — поясное изображение св. Димитрия (№ 6—9). Второй тип, известный в двух вариантах (каждый вариант в двух экземплярах— из Новгорода, Волковысска и Полтав-щины), очень близок первому. На его лицевой стороне также росетка, на этот раз четырех-лепестковая, в окружении сложного декоративного ободка, а на оборотной хорошо видна стоящая в полный рост фигура в императорском венце, с копьем и щитом, окруженная зеркальной греческой надписью с именем Димитрий: ащг* [рв] юс,.. (№ 4 и 5). Третий тип, обнаруженный в 1962 г. в Новгороде, несет изображение княжеского знака в окружении греческой надписи: — f-K[ùpt]s р[от, де][тш вы 5огиХ[ш] агиу-пош, т.е. «Господи, помози рабу своему Димитрию»; оборотная сторона этой 76 Л. Стефани. Нимб и лучезарный венец в произведениях древнего искусства. СПб., 1863; И. И. Толстой. О древнейших русских монетах X—XI ее. «Записки Русского археологического общества», новая серия, т. VI. СПб., 1893, стр... 337— 340. буллы содержит изображение стоящего во весь рост св. Димитрия Солунского (№ 3). На протяжении XI в. среди русских князей известен только один, достоверно называвшийся в крещении Димитрием. Это старший сын Ярослава Мудрого Изяслав, родившийся в 1024 г., княживший какое-то время в Турове, затем после смерти отца получивший в 1054 г. Киев. В киевском княжении Изяслава Ярославича, продолжавшемся до смерти в 1078 г., было два перерыва: в 1067—1068 гг., когда его изгнали киевляне, и в 1073—1077 гг., когда он бежал от братьев Святослава и Всеволода. Принадлежность ему крестильного имени Димитрий засвидетельствована летописным сообщением, буллой папы Григория VII и надписью на паллиуме, пожертвованном Изяславом на гробницу св. Адальберта 7в. Связывая с Изяславом-Димитрием Ярославичем печати Ш 6—9, мы опираемся не только на совпадение в имени, но и на обилие вариантов буллы, находящихся в несомненном ближайшем родстве между собой. Показательно, что Н. П. Лихачев, когда ему были известны только печати Ш 6 и 7, писал: «Может быть, из всех приуроченных нами печатей отнесение описанной буллы с именем св. Димитрия великому князю Изяславу является наиболее- достоверным» 7Т. Что касается печатей № 4 и 5, они, будучи обозначены именем Димитрия, не имеют к тому же иных аналогий в русской сфрагистика, кроме печатей № 6—9. И здесь, и там изображены орнаментальные росетки, нигде более не встречающиеся. Отметим, что такое же обилие вариантов свойственно сфрагистика Святослава Ярославича, современника Изяслава, и Всеволода Ярославича, его ближайшего преемника. Печать с изображением св. Димитрия, найденная в Новгороде и резко отличная по типу от только что описанных, обнаруживает несомненное композиционное сходство с «Ярославлем сребром» — монетами, чеканенными Ярославом Владимировичем в Новгороде в начале XI в. Так же как на этом типе монет, одна сторона печати занята княжеским знаком и круговой надписью, а другая — изображением святого, тезоименитого владельцу. Это сходство подчеркнуто стратиграфической датой печати № 3, найденной в слоях XI в. Княжеский знак печати как бы продолжает линию раз- 78 В. Л. Янин. Русская княгиня Олисава-Гертруда и ее сын Ярополк. «Нумизматика и эпиграфика», т. IV. М., 1963, стр. 160. " Н. П. Лихачев. Материалы для истории византийской: и русской сфрагистики, выи. 1, стр. 168. 3» 35


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes