|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Янин В.Л.
Актовые печати Древней Руси XV в.в.
в двух томах
стр. 16
Это имя на печати дополнено родовым прозвищем Мономах. Наиболее существенной особенностью
буллы является помещение на ней пышного титула, в котором Владимир называется «архонтом
России» и «благороднейшим». Отметим, что это — впервые обнаруженный прижизненный памятник
наименования Владимира Всеволодовича Мономахом.
Владимир Мономах, родившийся в 1053 г., впервые получил самостоятельное княжение, по всей
вероятности, я Переяславле в 1073 г., поскольку его отец занимал тогда черниговский стол, а о судьбе
переяславского княжение при этой перестановке источники умалчивают. Переход его в Чернигов
возможен в 1076 г., когда Всеволоду достается Киев. Впрочем, уже в следующем году по возвращении
Всеволода в Чернигов Владимир получает Смоленск. С 1078 по 1094 г. продолжается его достоверное
черниговское княжение, а с 1094 по 1113 г. он княжит в Переяславле. Наконец, с 1113 г. до смерти в
1125 г. Владимир Мономах был киевским князем.
В рамках периода активной деятельности Владимира (1073—1125 гг.) рассматриваемая печать
связывается с ранними этапами его княжение. В пользу предпочтительной ранней датировки
(например, 70-ми годами XI в.) говорят два обстоятельства. Во-первых, существует значительное число
печатей Владимира Мономаха иных типов (с русскими надписями), которые достоверно связываются
с позднейшей сфрагистикой этого князя. Во-вторых, единственная аналогия в русской сфрагистика
может быть отмечена в титулатуре буллы, принадлежавшей матери Владимира Мономаха и
употреблявшейся в середине XI в.
Печати княгини Марии. Матери Владимира Мономаха мы приписываем две
оттиснутые одной парой матриц печати с изображением апостола Андрея и греческой надписью:
Еирростиис] Mapt'as Mo[-]a/i]ç tffi s^eve-атлтг/с ap/ovtba^c, т.е. «Печать Марии Мома-хис,
благородной архонтиссы» (№ 23)*.
Основания атрибуции этих печатей подробно изложены в специальной статье 10, поэтому здесь
ограничимся их кратким повторением.
3 В. Л. Янин, Г. Г. Литаврин. Указ. соч. В этой статье одна из печатей Марии, находившаяся в составе лихачевского
собрания, обозначена как нерааысканная. Уже после опубликования статьи булла была обнаружена в Отделе
нумизматики Государственного Эрмитажа среди печатей поступившей из Библиотеки АН СССР части лихачевского
собрания. Местом ее находки является имение Трахтомирова, а не «Тра-ханнотова», как было неверно указано в
статье Янина и Литаврина. 10 В. Л. Янин, Г. Г. Литаврин. Указ. СОЧ.
Сочетание женского имени и мужского изображения на печати может указывать лишь на то, что
владелица печати «архонтисса Мария» была женой архонта, называвшегося в крещении Андреем.
Однако прежде чем согласиться с таким решением, следует проанализировать еще одно возможное
объяснение. Неразборчивость третьей буквы в слове, следующем за именем Марии, делает вероятным
еще один вариант перевода надписи: «Печать Марии, монахини (г), благородной архонтиссы».
Придерживаясь дословного перевода, можно, например, выдвинуть предположение, что
рассматриваемая булла принадлежала монахине Андреевского монастыря, хотя бы его
основательнице Яньке, дочери Всеволода-Андрея Ярославича, которая действительно была
«благородной архонтиссой». Однако такое предположение следует отвести с самого начала, поскольку
схимница даже княжеского происхождения оставляла при пострижении все свои мирские титулы за
воротами монастыря. Мы уже познакомились с княжескими печатями, на которых князья именуют
себя уничижительно просто «рабами божьими». Тем более невозможно пышное титулование на
монашеской и к тому же женской булле. К слову, монашеские, печати в русской сфрагистика XI—XIV
ее. неизвестны вовсе.
Слово «Mof-Id^îW в контексте нашей сфраги-стической легенды может быть только родовым
прозвищем владелицы печати, русской княгини. Это предположение не может поколебать и не
совсем обычный порядок включения прозвища в легенду: канонически правильным было бы
помещение родового прозвища в конец легенды, после титула. Необычный порядок легенды может
объясняться общей неполнотой надписи, в которой нет топонима: прозвище, помещенное в конце
легенды, в таком случае могло бы быть принято за определение к слову «архонтисса».
В этой связи не может не привлечь особого внимания прозвище «Монах», связываемое с именем
польского короля Казимира I. На первый взгляд, обращение к имени Казимира Мниха намечает
некоторую удовлетворительную перспективу в вопросе об атрибуции печати. Казимир Мних был
избран в короли в 1042 г. и умер в 1068 г. Время его деятельности и деятельности его ближайших
потомков близко принципиальной дате рассматриваемых печатей. Более того, его женой с 1042 г.
была дочь князя Владимира Святославича Мария Русские летописи говорят также о его дочери по
11 ПЕРЛ, т. II. СПб., 1843, стр. 267.
2 в. Л. Янни
17
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|