На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Янин В.Л.
Актовые печати Древней Руси XV в.в.
в двух томах
стр. 15

на известный княжеский обычай сооружать монастыри и церкви во имя своих святых патронов. В настоящее время правильность выводов Н. П. Лихачева подтверждена открытием в киевской Софии граффито о погребении русского князя Андрея «в великий четверг.... месяца апреля в 14», что соответствует летописной дате погребения в Софийском соборе именно Всеволода Ярославича в великий четверг 14 апреля 1093 г. 6 Сын Ярослава Мудрого Всеволод-Андрей Яро-с.иавич, родившийся в 1030 г., стал владетельным князем в 1054 г., получив от отца Переяславль. В 1076 г. по смерти брата Святослава он недолго был киевским князем: в том же году уступил стол Изяславу и получил Чернигов. В 1078 г. по смерти Иаяслава Ярославича он снова становится киевским князем и княжит в Киеве до смерти в 1093 г. Таким образом, продолжительность активной деятельности Всеволода и, следовательно, время вероятного употребления рассмотренных вариантов его буллы достигает сорока лет (1054—1093 гг.). В этих пределах образцовый экземпляр (№ 15) естественно тяготеет к 1050-м годам, тогда как наиболее искаженные варианты могут быть связаны с киевским периодом княжение Всеволода. Предположение о том, что все варианты печати этого князя возникли после 1078 г., т.е. исключительно в киевский период, опровергается некоторыми буллами, рассмотренными ниже. Печать Меркурия-Вячесла — в а. Ближайшую аналогию печатям Андрея- Всеволода представляет найденная в Смоленске в 1953 г. булла с изображением св. Меркурия Кесарийского и греческой надписью: — К (ур[] е р |oïj] S [et] tuf oûT 80(0X4)] Mepxoûpttp -ш Веѵтеа&Хофир, т. ф. «Господи, помози рабу своему Меркурию Вентеславу» (J4s 14) в. Сочетание имен Меркурия и Вентеслава (Вячеслава) позволило определить буллу принадлежащей брату Всеволода Ярославича смоленскому князю Вячеславу. Его христианское имя до находки печати известно не было, однако предложенную атрибуцию подкрепляет — помимо самого факта ее обнаружения в Смоленске — существование там особого культа св. Меркурия. Повесть о Меркурии Смоленском, связывающая его с позднейшими событиями XIII в., в значительной степени повторяет житие Меркурия Кесарийского. Церковная па- • С. А. Высоцкий. Запись о саркофаге Всеволода Ярославича. СА, 1963, № 4, стр. 228—232. • Б..7. Янин. Печать смоленского князя Вячеслава Ярославича (1054-1057). КСИИМК, вып. 55, 1954, стр. 150—152. мять Меркурия Смоленского была приурочена ко дню празднования Меркурия Кесарийского (24 ноября) 1. Находка буллы Меркурия-Вячеслава позволяет предположить, что почитание св. Меркурия вопреки распространенному представлению установилось в Смоленске не в XV в., а имеет более глубокие корни, возможно, связанные с патронатом первого смоленского князя. Князь Вячеслав Ярославич, родившийся в 1034 г., получил от отца Смоленск в 1054 г. и умер в 1057 г. Обратим особое внимание на чрезвычайную близость буллы Вячеслава-Меркурия и печати Андрея- Всеволода, обозначенной нами № 15, т.е. на близость именно тому варианту, который лежит в основе копирования всех остальных вариантов булл Андрея-Всеволода. Печать № 15 и булла Вячеслава- Меркурия — это как бы сфрагистическне близнецы. Детальное их сопоставление дает возможность говорить, что обе печати выполнены греческими мастерами (а может быть, и одним мастером), тогда как остальные печати Всеволода Ярославича являются русскими воспроизведениями греческого образца. В этой связи следует особенно подчеркнуть дату смоленской буллы, которая, будучи заключена в теснейших рамках 1054—1057 гг., дает основание датировать и образцовый тип печати Всеволода Ярославича серединой XI в., а не каким-то более поздним временем. Иными словами, подмеченное выше постепенное искажение образцового типа буллы Всеволода осуществлялось на протяжении всей его самостоятельной деятельности — с 1054 по 1093 г. Печать В л адимира — В ас или я Мономаха. Близкий рассмотренным тип представляет замечательная булла, найденная в Новгороде в 1960 г., с изображением св. Василия Кесарийского и греческой надписью: Eçpœflta] Ваз'. X [в]ио [и] той тгаѵеитеѴЕотатао ар^оѵто; PûKiio&i xoù Movojii);[ou], т.е. «Печать Василия, благороднейшего архонта России, Мономаха» (№ 25). В отличие от печатей Всеволода и Вячеслава эта булла лишена двуименности. Имя владельца выражено на ней лишь в христианской форме, совпадающей с известным на основании разных источников крестильным именем Владимира Мономаха, нареченного Василием s. 7 H. К. Гудзий. История древней русской литературыи M., 1945, стр. 293—296. в В. Л. Янин, Г. Г. Литаврин. Новые материалы о происхождении Владимира Мономаха. «Историко-археологический сборник. А. В. Арциховскому к 60-летию со дня рождения и 35-летию научной, педагогической и общественной деятельности». М., 1962, стр. 205.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes