На главную
 
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
     
все страницы

Акройд П.
Чосер. Биография
стр. 46

и характерной особенностью таланта Чосера является то, что он не чужд как того, так и другого, чем мастерски и делится с читателем.

Уже в период работы над поэмой Чосер начал переводить "Утешение философией" римского философа VI века Боэция, трактат о том, что такое судьба, одно из тех произведений, значение которого для средневековой мысли трудно переоценить. Особенно увлекся им XIV век, хотя еще король Альфред, живший пятью веками ранее, переводил Боэция. Для Чосера же трактат этот, по всей видимости, имел и какой-то сугубо личный смысл. Главная идея трактата состоит в пропаганде философии как единственного убежища, спасающего от обманчивых, предательских радостей, которые сулит "слепая богиня Фортуна", текст же его был написан в тюремной камере, где Боэций, служивший при царском дворе, ожидал смерти. Трактат полон горечи, скорби и глубокой личной обиды. Лишь усвоив умиротворяюще мудрые заповеди философии, мы избегнем "стремительного натиска и тягот" жизненных обстоятельств, предлагаемых нами "вечно вращающимся колесом Фортуны".

Философское правило "Ни на что не надейся, ничего не страшись" тоже кажется весьма разумным человеку темперамента Чосера, спокойному и даже пассивному. По отношению к окружающему его миру он проявляет своего рода фатализм, почему ему и приходится по душе трактат, рекомендующий проявлять contemptus mundi, спокойное и устойчивое презрение ко всему мирскому, готовящему нам неизбежные испытания разочарованием и потерями. Возможно,

Чосер полагал, что не достиг того, на что мог надеяться и чего желал в области карьеры, а может быть, он добровольно жертвовал этой карьерой ради своего призвания поэта. Как бы то ни было, он с готовностью и даже радостью отвергает притязания "восхитительного чудовища Фортуны". Дороже душевное спокойствие и способность быть самим собой. Далее следуют рассуждения об относительности человеческой свободы в соотношении ее с Божьим промыслом, что являлось одной из центральных проблем теологической мысли XIV века. Ко времени Чосера проблема эта решалась в духе, наиболее благоприятном для поэта и созвучном ему. Божий промысел - есть план всего сущего в том виде, как оно было измыслено Творцом, для которого не существует того, что мы именуем "время". Свобода воли же действует там, где извечный план претворяется через явления изменчивого мира, подвластного категории времени. Создается философский эквивалент некоего обоюдоострого меча.

Язык Боэция оказал влияние на средства выражения Чосера, что мы видим и в его коротких стихах этого периода, и в особенности в более крупном произведении - басне "Паламон и Арсита", над которой он тогда работал и которая впоследствии превратилась в "Рассказ Рыцаря" из "Кентерберийских рассказов", так что справедливо будет отметить влияние Боэция как устойчивое и проявившееся также в позднем творчестве поэта. Однако период ранних 80-х годов можно впрямую назвать философским периодом Чосера. В "Троиле и Хризеиде" он прямо употребляет лексику, почерпнутую из Боэция. Такова речь Троила о "необходимости" и "вечном присутствии божества". Великолепный стихотворный монолог прерывает появление Пандара, носителя иной мудрости - мудрости житейской. В этой связи примечательны гибкость и живость языка и интонации "Троила и Хризеиды", их изменчивость. Они вобрали в себя и унаследовали элементы саксонской речи и стилистическую традицию романных повествований, сочетая их так естественно, что становилась возможной любая форма их объединения и игры ими.

Стилевые отличия обычной разговорной речи и высказываний на публику составляют заметную часть содержания поэмы, так как сюжет в ней развивается с помощью речей, не всегда правдивых. Тут нельзя не вспомнить, что и придворная карьера Чосера развивалась и оказывалась


Новости
Скончался актер из «Брата» и «Улиц разбитых фонарей» Игорь Шибанов
Снимался в таких известных фильмах, "Брат", "Про уродов и людей" и "Замок", а также в сериалах "Улицы разбитых фонарей", "Бандитский Петербург", "Тайны следствия", "Агент национальной безопасности" и других. Звание народного артиста России он получил в 1994 году.
Мультфильм «Маша и Медведь» показали в кинотеатрах Великобритании
20 сентября в Великобритании и Ирландии стартовал показ российского мультфильма "Маша и Медведь". Об этом говорится в пресс-релизе компании, которая является правообладателем шоу. Отмечается, что премьера "Маши и Медведя" состоится в 89 кинотеатрах сети.
Первая мультимедийная выставка Никаса Сафронова открылась в Москве
Первая мультимедийная выставка Никаса Сафронова "Иные миры" открылась в Государственном музее современной истории России в четверг вечером. Художник признался журналистам, что это его первая настоящая выставка.
«Тайна печати дракона»: Вий столкнул лбами Чана со Шварценеггером
После блистательной победы над Вием, неутомимый британский путешественник Джонатан Грин отправляется в Москву, где немедленно попадает в острог. Спасением картографа начинает дистанционно, но самоотверженно заниматься его гражданская жена.
Новый фильм с Уиллом Смитом назвали шедевром спецэффектов
Новый фильм тайваньского кинорежиссера Энга Ли произвел фурор на предпремьерных показах. Главную роль в картине «Гемини» сыграл Уилл Смит. «Оскароносный актер», а также технологическое оснащение обеспечат успех фильму, уверены кинокритики, которым удалось посмотреть«Гемини».
Умер заслуженный артист России Анатолий Бородин
Заслуженный артист России Анатолий Бородин умер на 81-м году жизни, сообщает ГТРК "Кубань". Дата и место прощания пока не определены. Анатолий Бородин родился в 1939 году.
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes 

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes