Спустя
почти две с половиной тысячи лет окрестности горы Фавор (2)
вновь огласили воинственные кличи ратей, сошедшихся в не менее драматической
и смертоносной битве. В сражение с тысячами воинов Аллаха (3)
вступил, неожиданно для себя, совсем небольшой отряд рыцарей тамплиеров
и госпитальеров… Эта битва была словно знамение последовавшего вскоре
Хаттинского сражения, ставшего роковым для Иерусалимского королевства.
После коронации Ги де Лузиньяна (4) королем
Иерусалима, 20 июля 1186 года, и полного провала плана графа Раймонда
Триполийского (5) взойти на трон путем своего
брака с Сибиллой (6), граф отправился в Тиберию
(7), укрепился там и, заняв выжидательную
позицию по отношению к действиям нового короля Иерусалима, начал тайные
переговоры с Саладином (8). Какие бы планы
своего прихода к власти граф Раймонд не вынашивал, все они так или иначе
должны были предусматривать войну против нового короля и его сторонников.
Иначе говоря, гражданскую войну, что и было самым желанным политическим
исходом для Саладина, вся военная политика которого не давала никаких
оснований предполагать, что он в дальнейшем собирается мириться с самим
фактом существования франкского Иерусалимского королевства. И, судя по
всему, Саладин готов был пойти на любые переговоры и соглашения с кем
угодно, лишь бы добиться гражданской войны, взорвать Королевство изнутри
и покончить с ним окончательно.
Король Ги в течение 1186 года посылал в Тиберию несколько посольств, пытаясь
склонить графа к примирению. Однако Раймонд укрепился в галилейских владениях
и настаивал на возвращении своего титула бальи (9)
Королевства и города Бейрута, полученного им во времена бальяжа
(10) для содержания, а также и остальных своих привилегий. Так
продолжалось в течение года, и было ясно, что дальнейшие переговоры бессмысленны.
Наконец Ги решил положить конец нелепым препирательствам и приказал сконцентрировать
войска возле Назарета для захвата Тиберии. Ожидаемый Саладином момент
наступил. Нападение королевских войск на Тиберию автоматически означало
начало гражданской войны в Королевстве, столь необходимой для планов Раймонда
и столь желанной для султана.
Цитадель Тиберия была мощным укреплением, и военные силы графа Триполийского
были значительны. По своему обыкновению, перед тем, как отдать приказ
о начале осады города, король Ги собрал военный совет, на котором дал
возможность высказаться всем желающим. И многие из приближенных короля,
несмотря на личную неприязнь к графу Раймонду, все же умоляли его величество
даровать еще одну возможность прощения непокорному вассалу, мотивируя
тем, что враги Королевства не упустят получить выгоду от гражданской войны.
В итоге решено было, что в Тиберию отправится посольство в составе Грандмастера
тамплиеров Жерара де Ридефора (11), Грандмастера
госпитальеров Роже де Мулена (12), Балиана
д’Ибелина (13), Реджинальда Сидонского и
архиепископа Гийома Тирского (14), дабы попытаться
в последний раз склонить графа к прекращению опасной для Королевства вражды
с королем. Посольство отбыло из Иерусалима 29 апреля 1187 года, рано утром.
Именно в это время Саладин готовил под незначительным предлогом вылазку
на территорию Иерусалимского королевства, однако, как показывают дальнейшие
события, он не посвящал Раймонда Триполийского до конца в суть своего
плана, поскольку именно это предприятие должно было окончательно отрезать
графу все возможности для примирения с королем. Формально выглядело это
так: под предлогом ординарного набега на христианские территории, Саладин
обратился к дружественному ему графу Раймонду Триполийскому с просьбой
разрешить проход отряду мусульманских войск через Тивериаду. Раймонд дал
свое разрешение, выставив при этом условие, что мусульмане должны войти
в Королевство после восхода солнца и оставить его до заката. Какова была
реальная цель этой вылазки, сложно сказать. Во всяком случае, границу
в районе Брода Иакова (15) на Иордане (Галилейские
владения Раймонда) пересек не маленький легкий отряд, а несколько тысяч
всадников (16) под командованием Малек ал
Афдала, одного из сыновей Саладина, – количество, вполне достаточное для
развертывания масштабных боевых действий.
Послы короля, выехав из Иерусалима, к вечеру достигли Наблуса, фьефа
(17) Балиана д’Ибелина, и провели там первую
ночь. На следующее утро, 30 апреля, они отправились в Назарет, но уже
не в полном составе: Балиан д’Ибелин, по известным только ему причинам,
остался еще на день в своем городе, а Реджинальд Сидонский, также не вполне
понятно почему, отправился другим путем. К вечеру этого же дня оставшаяся
часть посольства добралась до Назарета, где Жерар де Ридефор оставил своих
спутников, отправившись переночевать в находившейся по соседству тамплиерской
крепости Ле Фев.
В то время, когда он ужинал вместе с братией в трапезной
конвента,(18) ему было доставлено
известие, что большой отряд мусульманской кавалерии на рассвете пересек
Иордан и движется по территории Тиберии. Услышав эту весть, Жерар немедленно
послал гонцов в соседний тамплиерский замок Како, скомандовав всем бывшим
там рыцарям немедленно прибыть к нему.
1 мая, как только рассвело, девяносто тамплиеров во главе с Грандмастером
поскакали в Назарет, где соединились с Грандмастером госпитальеров, сорока
рыцарями и пехотой численностью в четыреста человек. Общие военные силы
под командованием двух Грандмастеров достигали, таким образом, шестисот
человек. Этот небольшой отряд двинулся в сторону Иордана, к горе Фавор,
где внезапно оказался лицом к лицу с многотысячным отрядом мусульманской
кавалерии, поивших своих лошадей у источника Киссон. Тамплиеры, не утруждаясь
подсчетом врагов, издали свой воинский клич, и атаковали ужаснувшихся
мусульман, сея в их рядах, по словам Радольфа Когглешальского (19)
«смерть и проклятие». Мусульмане, вначале растерявшиеся от неожиданного
нападения, вскоре воспользовались своим численным превосходством, и сомкнули
вокруг рыцарей кольцо, забросав их стрелами. В этой битве погиб почти
весь христианский отряд, а также Грандмастер госпитальеров Роже де Мулен
и маршал тамплиеров Жак де Милли. Жерар де Ридефор, с несколькими сильными
ранами, пробился через ряды мусульман, и вместе с двумя спутниками, также
вырвавшимися из окружения, поскакал в Назарет. Мусульмане обезглавили
тамплиеров и, привязав их головы веревками к остриям копий, промаршировали
в направлении Тиберии.
Так у подножия горы Фавор,
вошедшей
в историю христианства как место Преображения Иисуса Христа, произошла
эта кровавая битва.
1 мая 1187 года, в праздник святых апостолов Якова и Филиппа, «в это прекрасное
время года, когда жители Назарета обычно выходили полюбоваться розами
и фиалками в полях, сейчас они нашли лишь печальные следы битвы и безжизненные
тела своих обезглавленных братий». (20)
Этим же утром Балиан д’Ибелин, вместе с другим отрядом тамплиеров, неторопливо
держал путь в Назарет, чтобы встретиться там с Жераром. Добравшись до
города Себаста они решили отслушать мессу, «свернули к дому епископа,
и разбудили его, сообщив что уже день. В восточных странах лучшими часами
для путешествия являются предрассветные. Епископ приказал старому капеллану
облачиться и отслужить мессу, после чего они поспешили дальше». (21)
Добравшись до замка Фев, отряд Балиана нашел там лишь покинутые
палатки тамплиеров из Како, но не было никого, кто мог бы им что-либо
объяснить. Они направились в Назарет, и прибыли туда лишь для того, чтобы
прослушать вторую мессу в этот день – похоронную, которую проводил над
обезглавленными телами братий архиепископ Гийом Тирский. Не задержись
они по дороге – исход этой битвы мог бы быть совсем иным. С печалью местные
жители погребли погибших в земле кладбища Благословенной Девы Марии, в
окрестностях Назарета.
Несмотря на столь трагические события, распоряжение короля должно было
быть выполнено, и миссия посольства к Раймонду должна была быть завершена.
Жерар де Ридефор, Балиан д’Ибелин и Гийом Тирский, с оставшимися небольшими
силами, собранными в Назарете, поехали на встречу с Раймондом. Но Грандмастер
тамплиеров доехал с ними лишь до холма над цитаделью (22),
а затем вернулся в Назарет, откуда послал королю печальное известие. Приехав
в Тиберию, эмиссары короля застали графа Триполийского в отчаянии – он
уже знал о свершившемся. Политика альянса с Саладином привела к событиям,
в которых мусульмане спокойно и расчетливо воспользовались честолюбивыми
замыслами Раймонда, начав, без объявления, войну с франками. Смысл их
действий был очевиден. После битвы у реки Киссон граф должен был окончательно
предстать в глазах короля и иерусалимской знати как законченный предатель,
пустивший врагов на территорию Королевства, после чего у него уже не было
бы другого выхода, как открыто воевать на стороне Саладина. Понимание
этого было для графа тяжелым ударом. И Раймонд принял для себя окончательное
решение отдаться на милость короля без всяких условий, о чем и сообщил
вскоре прибывшему посольству. Этим же вечером он поспешно выехал навстречу
Ги де Лузиньяну, уже выступившему с отрядом из Иерусалима. Переговоры
и примирение между ними состоялись возле колодца Иакова, близ Наблуса,
в присутствии епископов, баронов, а также братии орденов тамплиеров и
госпитальеров. Преклонив колено, граф принес омаж (23),
после чего король поднял его и поцеловал. Вместе они возвратились в Наблус,
чтобы разработать и принять дальнейшие меры по защите страны.
Саладин, тем временем, завершал последние приготовления давно и тщательно
спланированной экспансии, долженствующей положить конец присутствию франков
на Святой земле, и навсегда отвоевать Палестину. Эти приготовления закончились
вскоре, и, как написал летописец: Саладин собрал и «объединил вместе армии,
бесчисленные как песок на морском берегу, для священой войны», (24)
и вскоре после праздника святых апостолов Петра и Павла 1187 года (25)
вторгся на территорию Иерусалимского королевства.
|
Примечания:
(1)
Книга Судей Израилевых, 4:12-16. Этот эпизод повествует о битве у реки
Киссон, под предводительством пророчицы Деворы, свершившейся в период
судей (не ранее 1377 г. до н.э.- года смерти Иисуса Навина, и не позднее
1050 г. до н.э. – начала правления Саула)
(2) Фавор - (Табор, Тавор) - гора, расположенная
к юго-западу от Генисаретского озера, ближе к Назарету. По преданию -
место Преображения Господня (Матфей 17:1-13, Марк 9:1-13, Лука 9:28-36).
Высота 588 метров. У горы Фавор берет свое начало река Киссон.
(3) воины Аллаха - здесь - войска Саладина
(4) Ги де Лузиньян - король Иерусалимского
королевства с 1186 по1194, сеньор Кипра с 1192 по1194 (годы жизни 1160-1194)
(5) Раймонд Триполийский - Раймонд III, граф
Триполи с 1152 по1187 (годы жизни ок.1135-1187). Двоюродный брат покойного
короля Амори I Иерусалимского. Тонкий политик и знаменитый воин - Раймонд
своим поведение давал окружающим все основания усматривать в себе ближайшего
наследника Иерусалимского престола.
(6) Сибилла – Сибилла д‘Анжу (Анжуйская)
дочь короля Иерусалима Амори I от первого брака с Агнес де Куртене. Двоюродная
племянница графа Раймонда Триполийского. С 1180 года жена Ги де Лузиньяна.
(7) Тиберия - (Тверия)– город, расположенный
на западном берегу Генисаретского озера полученный графом Раймондом Триполийским
после брака в 1173 году, с вдовой Галилейского принца Уолтера– Эшивой
де Буре.
(8) Саладин - Салах ад-Дин Юсуф Ибн Айюб
- султан Сирии и Египта с 1175 по1193 (годы жизни1138–1193)
(9) Бальи (фр. bailli) – используя современную
терминологию можно сказать, что должность бальи Иерусалимского королевства
совмещала в себе исполнительные полномочия премьер-министра, верховного
главнокомандующего и верховного судьи.
(10) Бальяж
– бюрократическая система управления административными округами на территории
франкского Иерусалимского королевства. Соответственно, бальяжем называлось
также отправление обязанностей в рамках этой бюрократической системы.
(11) Жерар де Ридефор - Грандмастер
Ордена Тамплиеров с 1185 по1189
(12) Роже де Мулен - Грандмастер Ордена госпитальеров
с 1177 по1187
(13) Балиан д’Ибелин - Балиан II, сеньор
д'Ибелин, годы жизни 1131-1193 – второй муж Марии Комниной, вдовы Амори
I, короля Иерусалимского королевства с 1163 по 1174.
(14) Гийом Тирский - в 1167 году, по протекции
короля Амори I был назначен архидиаконом Тирской церкви. После смерти
Амори в 1173 г. Гийом был канцлером иерусалимского королевства, в 1174
г. получил сан архиепископа города Тира. Гийом Тирский завоевал славу
лучшего историографа первых крестовых походов, написав два сочинения:
«Историю арабов» со времени Магомета до 1184 г. (не сохранилась) и «Историю
деяний в заморских землях» в 23 книгах, которая считается наиболее полной
из всех сочинений по истории крестовых походов.
(15) Брод Иакова - это название бытовало
во времена крестоносцев. Предположительно - это место у истока Иордана
из Генисаретского озера. Другие названия: Цинабра (иврит), Синнабрис или
Син эн-Набра (арабский).
(16) в некоторых исторических исследованиях
называется цифра семь тысяч
(17)
Фьеф (фр. fief) – наследственное земельное владение, пожалованное сеньором
(правителем) своему вассалу (подданному) при условии несения вассалом
военной службы. Фьеф не являлся собственностью вассала, и возвращался
сеньору в случаях проступка или преступления вассала, а также в случае
отсутствия вассала на службе в течение года. Наблус входил в число личных
владений Марии Комниной (вдовы короля Амори I), и стал фьефом Балиана
д’Ибелина в результате его брака с Марией Комниной.
(18) Конвент (лат. conventus) – дословно
«собрание». Термин, перешедший в церковный язык из римского юридического
языка. В данном случае означает не только место собрания монахов на территории
монастыря (тамплиеры формально являлись монашеской общиной), но и сам
монастырь.
Трапезная
(греч. trapeza) – стол, кушанье, блюдо. Специальное помещение в монастырях,
для совместного принятия братией монастыря пищи.
(19)
Радольф Когглешальский – хронист, написавший «Chronicon Anglicanum»
(20) Цит. по: Addison, C.G. Knights Templars
& the Complete History of Masonic Knighthood
(21) Там же
(22) за несколько лет до описываемых событий
между Раймондом Триполийским и Жераром де Ридефором сложились крайне враждебные
отношения, что дает историкам повод усматривать в данном поступке Жерара
проявление его неприязни к графу
(23) омаж (оммаж) – ритуал взаимной присяги
между вассалом и сюзереном.
(24) De Expugatione Terrae Sanctae per Saladinum
(25) праздник Петра и Павла в 1187 году приходился
на 29 июня
Библиография:
Addison,
C.G. Knights Templars & the Complete History of Masonic Knighthood
from the Origin of the Orders to the Present Time (1874), New York, 1874,
Kessinger Publishing Company. Contributors: Addison, C.G. & Macoy,
Robert
De
Expugatione Terrae Sanctae per Saladinum, [The Capture of the Holy Land
by Saladin], ed. Joseph Stevenson, Rolls Series, London: Longmans, 1875,
translated by James Brundage, The Crusades: A Documentary History, Milwaukee,
WI: Marquette University Press, 1962
Edbury,
Peter W. The Conquest of Jerusalem and the Third Crusade -Sources in Translation,
Scolar Press, 1996.
Hallam,
Elizabeth. Chronicles of the Crusades: Eye-Witness Accounts of the wars
Between Christianity and Islam. London: Weidenfeld and Nicolson, 1989
Roger
of Hoveden: The Annals. Comprising the History of England and of Other
Countries of Europe from AD 732 to AD 1201.trans. Henry T. Riley, 2 Vols.
London: H.G. Bohn, 1853; rep.New York
William
of Tyre. Historia rerum in partibus transmarinis gestarum. translated
by James Brundage, The Crusades: A Documentary History. Milwaukee, WI:
Marquette University Press,1962
Wolff,
R. L.; Hazard, H. W. The later Crusades, 1189-1311 volume II Madison,
Wisconsin: University of Wisconsin Press, 1969
Wright
G.Ernest. Biblical Archaeology. Philadelphia, 1960
|