Глава
XXVII. МЕСТО ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ В ЦЕЛОКУПНОСТИ СУЩЕГО
Из сказанного в предшествующей главе относительно антропоморфизма становится
ясно, что человеческая индивидуальность — даже рассмотренная в ее полноте
(а не ограниченная единственно телесной модальностью) — не могла бы занимать
привилегированного «внесерийного» места в бесконечной иерархии состояний
целокупного сущего; она находится здесь — на своем уровне, как любое другое
состояние, и на тех же основаниях, не больших и не меньших, — в согласии
с законом гармонии, управляющим отношениями всех циклов универсальной
Экзистенции. Этот уровень определяется частными условиями, характеризующими
данное состояние и ограничивающими его область; и если мы не можем в реальности
знать его, то потому, что для нас, как для человеческих индивидов, невозможно
выйти за рамки этих условий, чтобы сравнить их с условиями других состояний,
области которых нам недоступны; но нам как индивидам достаточно понять,
что этот уровень является тем, чем он должен быть, и ничем иным быть не
может, поскольку каждая вещь занимает в точности то место, которое она
должна занимать как элемент всеобщего порядка. Кроме того, в силу того
же закона гармонии, «поскольку спираль эволюции повсюду и во всех своих
точках правильна, переход из одного состояния в другое совершается столь
же логично и просто, как переход от одной ситуации (или модификации) к
другой внутри одного и того же состояния» (280); и — во всяком случае
с этой точки зрения, — ни в какой части Вселенной не происходит ни малейшего
нарушения преемственности.
Хотя универсальная причинность требует, чтобы одно было связано с другим
без какого-либо перерыва, все же сюда приходится ввести ограничение, ибо,
с другой точки зрения, наличествует момент прерывности в развитии существа;
это абсолютно уникальный момент, когда под воздействием «Небесного Луча»,
падающего на плоскость отражения, происходит вибрация, соответствующая
космогоническому Fiat Lux, «Да будет свет», которая просветляет своим
излучением весь хаос возможностей. Начиная с этого момента порядок приходит
на смену хаосу, свет — тьме, действие — потенции, реальность — виртуальности;
и когда эта вибрация достигает своего полного эффекта, расширяясь и распространяясь
до самых пределов существа, последнее, реализовав свою полноту, уже не
обречено проходить тот или иной частный цикл; напротив, оно охватывает
их все в совершенной одновременности синтетического и «неразличительного»
понимания. Именно это и составляет, собственно говоря, «трансформацию»,
понимаемую как «возврат изменившихся существ в неизменное Бытие», вне
и за пределами всех особых условий, определяющих степени проявленности
Экзистенции. «Изменение, — говорил мудрец Ши-пинг-вен, — есть механизм,
который производит все существа; трансформация есть механизм, в который
погружаются все существа» (281).
Эта «трансформация» (в этимологическом смысле перехода за пределы формы),
посредством которой осуществляется реализация «Универсального Человека»,
— не что иное, как «освобождение» (на санскрите Мокша или Мукти) (282);
оно требует, прежде всего, предварительного определения плоскости отражения
«Небесного Луча», так что соответствующее состояние становится центральным
состоянием существа. Впрочем, это состояние в принципе может быть каким
угодно, поскольку все они совершенно равнозначны с точки зрения Бесконечного;
и то, что человеческое состояние ничем не отличается от остальных, очевидно
дает ему, как и всякому другому, возможность стать этим центральным состоянием.
«Трансформация», следовательно, может быть достигнута исходя из человеческого
состояния, взятого за основу, и даже из любой модальности этого состояния;
это означает, что она возможна именно для человека телесного и земного;
другими словами — и как мы говорили ранее (283), — «Освобождение» можно
получить «при жизни» (дживан-мукти); это не препятствует тому, чтобы существо,
достигшее его таким, а не иным образом, обрело абсолютное и полное освобождение
от ограничительных условий всех модальностей и всех состояний. Что касается
реального процесса развития, который позволяет существу достичь, после
прохождения ряда предварительных фаз, того самого момента, когда происходит
«трансформация», то у нас нет ни малейшего намерения говорить о нем здесь;
его описание, даже беглое, явно не укладывается в рамки этого исследования,
носящего чисто теоретический характер. Мы хотели только указать, каковы
возможности человеческого существа, как и сущего в каждом из его состояний,
— поскольку между последними нет никакого различия с точки зрения Бесконечного,
где царит Совершенство.
1
2 3
4 5
6 7
8 9
10 11
12 13
14 15
16 17
18 19
20
21 22
23 24
25 26
27 28 29
30 31
примечания
(открываются в новом окне)
|