Глава
XXVI. НЕСОИЗМЕРИМОСТЬ ЦЕЛОКУПНОГО СУЩЕГО И ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
Теперь мы остановимся на вопросе, имеющем для нас особое значение: традиционная
концепция человека, как мы ее здесь излагаем, существенно отличается —
в самом принципе и в силу этого принципа — от всех антропоморфических
и геоцентрических концепций, от которых западная ментальность освобождается
с таким трудом. Мы даже сказали бы, что она отличается от них безгранично,
и это отнюдь не словесное преувеличение, как в большинстве случаев, когда
употребляется это слово; напротив, это выражение более верно, нежели другие,
и более адекватно нашей концепции, ибо последняя, собственно, не имеет
границ. Чистая метафизика не могла бы никоим образом допустить антропоморфизм
(276); если последний порой вводится в речь, то это чисто внешняя видимость,
в известной мере неизбежная, — ведь чтобы выразить нечто, приходится пользоваться
человеческим языком. Итак, это лишь следствие несовершенства, неизбежно
свойственного всякому языку в силу самой его ограниченности; оно допускается
лишь в виде снисхождения, временной и частной уступки слабости индивидуального
человеческого понимания, неспособности выразить то, что превосходит область
индивидуальности. Из-за этой неспособности нечто подобное происходит еще
до всякого внешнего выражения, в сфере формальной мысли (которая, впрочем,
также предстает как выражение, если рассматривать ее в отношении к бесформенному):
всякая идея, над которой интенсивно размышляешь, в конце концов «обретает
выражение», принимая некую человеческую форму, — подчас даже форму самого
мыслителя; по весьма выразительному сравнению Шанкарачарьи, «мысль втекает
в человека, как расплавленный металл в плавильную форму». Сама интенсивность
размышления (277) приводит к тому, что мысль занимает человека целиком,
аналогично тому как вода наполняет сосуд до краев; следовательно, она
принимает форму того, что ее вмещает и ограничивает, — другими словами,
она становится антропоморфной. Вот еще один пример несовершенства, которого
индивидуальное существо в ограниченных и частных условиях своего существования
никак не может избежать; положим, оно и могло бы это сделать, но не как
индивид (хотя к этому нужно стремиться), поскольку полное освобождение
от такого ограничения обретается лишь во вне- и надиндивидуальных, т.
е. неоформленных состояниях, достигнутых в ходе действенной реализации
целокупного сущего.
После сказанного становится очевидной несоизмеримость между, с одной стороны,
«Самостью», понимаемой как достижение существом целокупности в соответствии
с тремя измерениями креста и его конечная реинтеграция в первоначальное
Единство, реализованное в самой полноте развития, которую символизирует
пространство, — и, с другой стороны, какой-либо индивидуальной модификацией,
представленной бесконечно малым элементом того же пространства или даже
одного состояния в целом. Плоское изображение последнего (или по меньшей
мере рассматриваемое как плоское со сделанными нами оговорками, т. е.
если взять это состояние изолированно) содержит бесконечно малый элемент
по отношению к трехмерному пространству, ибо при расположении этого изображения
в пространстве (т. е. в совокупности всех состояний существа) его горизонтальную
плоскость следует рассматривать как действительно перемещающуюся на бесконечно
малую величину вдоль направления вертикальной оси (278).
Поскольку речь идет о бесконечно малых элементах, то даже в геометрической
символике, неизбежно ограниченной, тем более становится очевидной абсолютная
несоизмеримость двух сопоставляемых понятий, не зависящая ни от какого
более или менее произвольного соглашения, с которым, как правило, связан
выбор определенных единиц в обычных количественных измерениях. С другой
стороны, когда речь идет о целокупном сущем, неограниченное берется здесь
как символ Бесконечного — насколько вообще Бесконечное может быть выражено
символически; но разумеется, их никоим образом нельзя смешивать, как это
обычно делают западные математики и философы. «Мы можем принять неограниченное
за образ Бесконечного, но не можем отнести к Бесконечному рассуждения
относительно неограниченного; можно символизировать высшее низшим, но
нельзя символизировать низшее высшим» (279).
Эта интеграция добавляет одно измерение к соответствующему пространственному
изображению; в самом деле, известно, что исходя из линии, которая представляет
собой первую степень неограниченности в пространстве, простой интеграл
соответствует исчислению поверхности, а двойной интеграл — исчислению
объема. Следовательно, если необходима была первая интеграция — для перехода
от линии к поверхности, измеряемой двухмерным крестом, описывающим неограниченный
незамкнутый круг (или плоскую спираль, взятую одновременно во всех ее
возможных позициях), то нужна и вторая интеграция — для перехода от поверхности
к объему, в котором трехмерный крест создает, посредством излучения из
своего центра во все направления пространства, где он расположен, неограниченный
сфероид, чей образ дается нам вибрационным движением, — объем, открытый
во всех направлениях, который символизирует вселенский вихрь «Пути».
1
2 3
4 5
6 7
8 9
10 11
12 13
14 15
16 17
18 19
20
21 22
23 24
25 26
27 28 29
30 31
примечания
(открываются в новом окне)
|