Глава
XXV. ДРЕВО И ЗМЕЙ
Обратимся теперь к символу змеи, обвившейся вокруг древа, о чем мы кратко
сказали выше; мы утверждаем, что этот образ в точности воспроизводит спираль,
очерченную вокруг вертикального цилиндра в том геометрическом изображении,
которое мы изучили. Древо символизирует «Мировую ось», а змея — совокупность
циклов универсального проявления (262); и в самом деле, прохождение различных
состояний передается в некоторых традициях как блуждания существа в теле
символической змеи (263). Поскольку такое прохождение можно рассматривать
в двух противоположных направлениях — либо восходящем к высшим состояниям,
либо нисходящем к низшим, этим и объясняются оба противоположных аспекта
символики змеи — благотворный и пагубный (264).
Встречается и змея, обвившаяся не только вокруг древа, но также и вокруг
различных других предметов — символов «Мировой оси» (265), и в частности
горы, как это можно видеть в индуистской традиции, в символике «пахтания
моря» (266). Здесь змей Шеша или Ананта, выражающий бесконечность универсального
существования, обвился вокруг Меру — «полярной горы (267); его тянут в
противоположные стороны Дэвы и Асуры, соответствующие состояниям высшим
и низшим по отношению к человеческому состоянию; тогда здесь имеются два
аспекта — благотворный и зловредный — в зависимости от того, смотреть
ли на змея со стороны Дэв или Асуров.
В то же время, если интерпретировать значение последних в понятиях «добра»
и «зла», то возникнет очевидное соответствие с двумя противоположными
сторонами «Древа познания» и другими подобными символами, о которых мы
говорили ранее (268).
Уместно рассмотреть и другой аспект, когда общий символ змея обозначает
если не совсем зловредность (что обязательно предполагает наличие коррелята
благотворности, ибо «добро» и «зло», как два понятия всякой дуальности,
не могут существовать друг без друга), то по меньшей мере опасность, поскольку
он изображает вовлеченность существа в бесконечную серию циклов проявления
(269).
Этот аспект соответствует, в частности, роли змея (или дракона, который
служит тогда его аналогом) как хранителя неких символов бессмертия, доступ
к которым он преграждает; так, он обвился вокруг древа с золотыми яблоками
в саду Гесперид, или в Колхидской роще вокруг бука, на который повешено
«золотое руно»; ясно, что эти деревья — не что иное, как формы «Древа
жизни» и, следовательно, обозначают также «Мировую ось» (270).
Для полной реализации существа необходимо, чтобы оно выскользнуло из этой
цепи циклов и перешло с окружности в центр, т. е. в точку, где ось пересекает
плоскость, изображающую состояние, в котором это существо находится в
настоящее время; поскольку тем самым произошла интеграция этого состояния,
то начиная от этой плоскости и следуя направлению вертикальной оси, оно
достигнет состояния целокупности. Отметим, что если существует преемственность
между всеми состояниями, рассмотренными в их циклическом прохождении,
то переход в центр по преимуществу означает прерывность в развитии существа;
в этом плане его можно сравнить с тем, чем является с математической точки
зрения «переход к пределу» бесконечного ряда, который изменяется в соответствии
с постоянной величиной. Действительно, предел, будучи по определению постоянной
величиной, не может, как таковой, быть достигнут в ходе изменения, даже
если оно продолжается бесконечно; не подчиняясь этому изменению, он не
принадлежит ряду, концом которого является; чтобы достичь его, надо выйти
из этого ряда. Точно так же надо выйти из бесконечного ряда проявленных
состояний и их изменений, чтобы достичь «Неизменного средоточия» — постоянной
и неподвижной точки, которая управляет движением, не участвуя в нем, —
подобно тому как весь математический ряд в его изменении упорядочивается
своим отношением к пределу, который сообщает ему свой закон, пребывая
сам вне этого закона. Аналогично и метафизическая реализация, как и ее
частный случай — интеграция существа, — не может осуществляться «постепенно»;
она подобна синтезу, которому не может предшествовать какой-либо анализ
и перед которым всякий анализ бессилен и лишен значения.
В исламской доктрине существует интересный и важный момент, связанный
с вышесказанным: «прямая дорога» (Эс-шира-тул-мустаким), о которой говорится
в фатихе (буквально «начало») или в первой суре Корана, есть не что иное,
как вертикальная ось, взятая в ее восходящем значении, так как «прямизна»
(идентичная Дэ Лао-цзы), согласно корню обозначающего ее слова (qam, подниматься),
должна рассматриваться как вертикальное направление. Поэтому легко понять
значение последнего стиха, в котором эта «прямая дорога» определяется
как «дорога тех, на кого Ты изливаешь Свою милость, а не тех, на ком Твой
гнев, и не тех, кто пребывает в заблуждении» (ши-рата эяладхина анамта
алайхим, гхаури ал-магдуби алайхим ва ла эд-даллин). Божественная милость
(271) нисходит на тех, кто находится под непосредственным влиянием «Действия
Неба», ведущего их к высшим состояниям и полной реализации, поскольку
их сущность обретает согласие с универсальной Волей. С другой стороны
— поскольку «гнев» прямо противостоит «милости», — его действие также
должно осуществляться по вертикальной оси, но с обратным эффектом, следуя
нисходящему направлению, к низшим состояниям (272): это «адский» путь,
противоположный пути «небесному». Оба эти пути представляют собой две
половины — низшую и высшую – вертикальной оси, начиная с уровня, соответствующего
человеческому состоянию. Наконец, в «заблуждении», в собственном и этимологическом
смысле этого слова, пребывают те — и это огромное большинство людей, —
кто, будучи привлечен множественностью, бесконечно блуждает в циклах проявления,
отображенных кольцами змея, обвившегося вокруг «Древа средоточия» (273).
Напомним также, что слово «ислам» буквально означает «подчинение божественной
Воле» (274); вот почему в некоторых эзотерических учениях говорится, что
всякое существо есть «муслим» в том смысле, что никто не может уклониться
от подчинения этой Воле и что каждый, следовательно, неизбежно занимает
место, предписанное ему во Вселенной. Разделение существ на «верных» (мумгтин)
и «неверных» (куффар) (275) состоит, следовательно, в том, что первые
повинуются сознательно и добровольно вселенскому порядку, тогда как среди
вторых есть такие, кто повинуется закону против воли, и такие, кто пребывает
в невежестве. Здесь перед нами три категории существ; «верные» следуют
«прямой дорогой», ведущей в обитель «мира», и их повиновение универсальной
воле делает из них истинных соработников «божественного плана».
1
2 3
4 5
6 7
8 9
10 11
12 13
14 15
16 17
18 19
20
21 22
23 24
25 26 27
28 29
30 31
примечания
(открываются в новом окне)
|