Глава
XXI. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ СУЩЕГО
Изложенным выше мы довели до крайних умопостигаемых, или скорее воображаемых,
пределов (поскольку речь всегда идет о чувственном представлении) универсализацию
нашего геометрического символа, постепенно вводя в него через множество
последовательных фаз — или, точнее, фаз, последовательно рассматриваемых
в ходе нашего изложения, — все большую неопределенность, соответствующую
тому, что мы назвали возрастающими степенями неограниченного; для этого
мы не выходили, однако, из трехмерного пространства. Достигнув этой точки,
мы должны проделать тот же путь в обратном направлении, чтобы придать
геометрической фигуре определенность всех ее элементов, без чего она,
существуя во всей полноте в виртуальном состоянии, не может быть очерчена
в реальности; но эта определенность, которая в нашем исходном пункте предусматривалась,
так сказать, гипотетически — как простая возможность, — становится отныне
реальной; теперь мы можем указать точное значение каждого из составных
элементов крестообразного символа, которым она характеризуется.
Прежде всего, мы рассмотрим не всеобщность существ, но единственное существо
в его целокупности; предположим, что вертикальная ось определена, а затем,
что равным образом определена плоскость, проходящая через эту ось и содержащая
крайние точки модальности каждого состояния; таким образом, мы вернемся
к вертикальной системе, имеющей в основании горизонтальную спираль, рассмотренную
в одной позиции, — к системе, которую мы уже предварительно описали. Здесь
определены направления трех осей координат, но на деле определено лишь
положение вертикальной оси; одна из двух горизонтальных осей будет располагаться
в вертикальной плоскости, о которой мы только что сказали, а другая будет
перпендикулярна ей; но горизонтальная плоскость, содержащая эти две пересекающиеся
под прямым углом линии, еще не определена. Обозначив ее, мы найдем тем
самым центр протяженности, т. е. начало системы координат, с которым она
соотнесена, поскольку эта точка есть не что иное, как точка пересечения
горизонтальной плоскости координат с вертикальной осью; все элементы фигуры
будут тогда действительно определены, и это позволит начертить трехмерный
крест, измеряющий протяженность в ее полноте.
Напомним также, что для создания системы, отображающей целокупное сущее,
нам надлежало вначале рассмотреть горизонтальную спираль, а затем вертикальную
цилиндрическую — «винтовую» спираль. Если мы рассмотрим изолированно какой-либо
виток этой спирали, то сможем, пренебрегая незначительным различием в
уровне между ее концами, считать ее окружностью, проведенной в горизонтальной
плоскости; можно даже принять за окружность каждый виток другой кривой,
горизонтальной спирали, если пренебречь незначительным отклонением луча
между ее концами. Вследствие этого всякая окружность, начерченная в горизонтальной
плоскости и имеющая своим центром сам центр этой плоскости — т. е. точку
пересечения с вертикальной осью, — может, наоборот, с той же степенью
приближения рассматриваться как виток, принадлежащий одновременно и вертикальной,
и горизонтальной спирали (217); отсюда следует, что кривая, которую мы
рассматриваем как окружность, в действительности не является, строго говоря,
ни замкнутой, ни лежащей на плоскости (горизонтальной).
Такая окружность будет репрезентировать одну из модальностей состояния
существа, рассмотренную сообразно направлению вертикальной оси, которая
сама проецируется горизонтально в одну точку — центр окружности. С другой
стороны, если рассмотреть последнюю согласно направлению какой-либо из
обеих ее горизонтальных осей, она спроецируется на один симметричный по
отношению к вертикальной оси отрезок горизонтальной прямой, образующей
с этой осью двухмерный крест; эта горизонтальная прямая является отображением
плоскости, в которой расположена рассматриваемая окружность, на вертикальной
плоскости проекции.
Что касается значения окружности с центральной точкой — отображением вертикальной
оси на горизонтальной плоскости, — то отметим, что, согласно повсеместно
принятой символике, центр и окружность репрезентируют исходную точку и
завершение какого-либо способа проявления (218); они соответствуют, следовательно,
тому, чем являются во Вселенной «сущность» и «субстанция» (Пуруша и Пракрити
индуистской традиции), или Бытие в себе и его возможность; для всякого
способа проявления они дают более или менее обособленное выражение обоих
этих взаимодополняющих принципов — активного и пассивного. Этим подтверждается
сказанное нами ранее об отношении между различными аспектами символики
креста, ибо отсюда мы можем заключить, что в нашем геометрическом изображении
горизонтальная плоскость (которая — как плоскость координат — полагается
неподвижной и может занимать любое положение, будучи определена лишь в
направлении) играет пассивную роль по отношению к вертикальной плоскости.
Это вновь подтверждает, что соответствующее состояние существа реализуется
в его целостном развитии под активным влиянием принципа, изображенного
осью (219); этот момент можно будет лучше понять впоследствии, но важно
указать на него уже теперь.
1
2 3
4 5
6 7
8 9
10 11
12 13
14 15
16 17
18 19
20
21 22 23
24 25
26 27
28 29
30 31
примечания
(открываются в новом окне)
|