Глава
X. СВАСТИКА
Одной из самых примечательных форм того, что мы назвали горизонтальным
крестом, — т. е. крестом, начертанным в плоскости, обозначающей определенное
состояние существования, — является фигура свастики, по-видимому, непосредственно
связанная с изначальной Традицией; ее встречают в самых различных и наиболее
далеких друг от друга странах, притом с самых отдаленных эпох; отнюдь
не являясь исключительно восточным символом, как иногда полагают, она
принадлежит к ряду тех символов, которые были повсеместно распространены
от Дальнего Востока до крайнего Запада, так как символ этот встречается
даже у некоторых туземных народов Америки (155).
Правда, в нынешнюю эпоху свастика сохраняется прежде всего в Индии и в
Центральной и Восточной Азии; пожалуй, лишь в этих регионах еще понимают,
что она означает; однако же и в самой Европе она не полностью исчезла
(156).
В древности мы встречаем этот знак, в частности, у кельтов и в доэллинской
Греции (157). На Западе он также был в старину одним из символов Христа
и в этом качестве использовался до конца Средних веков (158).
Мы сказали ранее, что свастика является по преимуществу «знаком полюса»
(159); если мы сравним ее со знаком креста, вписанного в окружность, то
сразу уясним, что это, по сути, два символа, в известном отношении равнозначные;
но обращение вокруг неподвижного центра в свастике выражено не линией
окружности, а лишь намечено линиями, добавленными к оконечностям ветвей
креста и образующими с ними прямые углы; эти линии являются по отношению
к окружности тангенсами, которые отмечают направление движения в соответствующих
точках. Поскольку окружность обозначает проявленный мир, тот факт, что
она здесь, так сказать, подразумевается, четко указывает, что свастика
является не знаком мира, но именно знаком действия Первопринципа по отношению
к миру.
Если соотнести свастику с вращением сферы — например, небесной сферы —
вокруг своей оси, то следует предположить, что она прочерчена в экваториальной
плоскости; тогда ее центральная точка будет, как мы уже объясняли, проекцией
оси на эту, перпендикулярную ей, плоскость. Что касается направления вращения,
указываемого фигурой, то это второстепенно и не затрагивает общего значения
символа; в самом деле, встречаются обе формы вращения — справа налево
и слева направо (160), и не следует непременно видеть в этом какое-либо
их противопоставление. Правда, в разных странах в определенные эпохи в
рамках ортодоксальной традиции могли происходить расколы, сторонники которых
произвольно придавали этой фигуре ориентацию, противоположную той, что
была в употреблении в среде, от которой они отделились, подчеркивая таким
внешним способом свой антагонизм; но это нисколько не касается основного
значения, неизменного во всех случаях. Впрочем, иногда находят обе формы
в соединении; тогда их можно рассматривать как обозначающие одно и то
же вращение, увиденное с одного и с другого из двух полюсов; это связано
с очень сложной символикой обеих полусфер, касаться которой мы здесь не
имеем возможности (161). Тем более мы не можем развивать здесь все соображения
по поводу символики свастики, которая к тому же не связана непосредственно
с предметом настоящего исследования. Но для нас было невозможно полностью
обойти молчанием эту особую форму креста, в силу ее значимости с традиционной
точки зрения; поэтому мы сочли необходимым дать в отношении нее хотя бы
краткие разъяснения; на этом мы и остановимся, чтобы не слишком отклоняться
от нашей темы.
1
2 3
4 5
6 7
8 9
10 11
12 13
14 15
16 17
18 19
20
21 22
23 24
25 26
27 28
29 30
31 примечания
(открываются в новом окне)
|