Глава
VIII. ВОЙНА И МИР
Сказанное выше о мире, чьим средоточием является центральная точка, понимаемая
как центр «мира» (paix) (115), дает нам повод (хотя это может показаться
и отступлением) поговорить о другой символике — символике войны, о чем
нам уже приходилось упоминать (116).
Эта символика встречается, в частности, в Бхагавадгите: битва, о которой
идет речь в этой книге, выражает собой действие, взятое в целом, к тому
же в форме, свойственной натуре и функциям Кшатриев, для которых оно специально
предназначено (117).
Поле битвы (Кшетра) есть область действия, которая изображается в геометрической
символике горизонтальной плоскостью; речь здесь идет о развитии способностей
индивида, т. е. о человеческом состоянии; но то же самое изображение можно
было бы применить к совершенно иному проявленному состоянию, подобным
же образом подчиненному если не собственно действию, то по крайней мере
изменению и множественности. Эта концепция имеется не только в индийской,
но и в исламской доктрине, ибо таков реальный смысл «священной войны»
(джихад). Социальное и внешнее применение ее вторично; это хорошо видно
в том, что она представляет собой только «малую священную войну» (ал-джихадул-агхар),
тогда как «великая священная война» (ал-джихадул-акбар) относится к чисто
внутреннему и духовному порядку (118).
Положим, основная причина войны — с какой бы точки зрения и в какой бы
области ее ни рассматривать — это прекращение беспорядка и восстановление
порядка; т. е., другими словами, объединение множественного с помощью
средств, которые принадлежат миру самой множественности; в этом и только
в этом плане война может рассматриваться как легитимная. С другой стороны,
беспорядок в определенном смысле присущ всякому проявлению как таковому
— ведь вне своего первопринципа, будучи лишь разрозненной множественностью,
оно представляет собой бесконечный ряд нарушений равновесия. Согласно
такому пониманию, война, не ограниченная исключительно человеческим состоянием,
выражает, следовательно, космический процесс реинтеграции проявленного
в изначальное единство; вот почему — с точки зрения самого проявления
— эта реинтеграция выглядит как разрушение, на что ясно указывают некоторые
аспекты символики Шивы в индуистской доктрине.
То, что война сама по себе — беспорядок, в определенном отношении верно
и неизбежно потому, что она совершается в мире проявления и множественности;
но она призвана компенсировать другой беспорядок; а согласно дальневосточному
учению и традиции, о которой мы уже упоминали, именно сумма всех беспорядков
или всех нарушений равновесия образует целокупный порядок. Порядок же
возникает, если подняться над множественностью, если перестать рассматривать
каждую вещь изолированно, в ее «отдельности», и обозревать все вещи в
единстве. Такова точка зрения реальности — ведь множественность вне единого
принципа имеет лишь иллюзорное существование; но эту иллюзию, с предполагаемым
ею беспорядком, разделяет всякое существо, коль скоро оно не достигло
всецело реальным образом (и, разумеется, не просто на теоретическом уровне),
точки зрения «единства Экзистенции» (Вахдатул-вуд-жуд) во всех способах
и степенях универсального проявления.
Из сказанного следует, что цель войны — это установление мира, ибо мир,
даже в самом его обыденном смысле, есть в конечном счете не что иное,
как порядок, равновесие или гармония; и впрямь эти три термина — почти
синонимы, которые в несколько отличных аспектах обозначают отражение единства
в самой множественности, когда последняя соотносится со своим принципом.
В самом деле, множественность тогда не разрушается, но «преобразуется»;
и когда сущее сводится к единству, это единство проявляется во всем сущем,
которое, отнюдь не переставая существовать, напротив, приобретает тем
самым полноту реальности. Так нераздельно соединяются две взаимодополняющие
точки зрения — «единства во множественности» и «множественности в единстве»
(ал-вахдату филкутрати вал-кутрату фил-вахдати) в центральной точке всякого
проявления — «божественном месте» или «божественном стоянии» (ал-макамул-иляхи),
— о которой говорилось выше. Для того, кто достиг этой точки, как мы отмечали,
нет больше противоположностей и, следовательно, беспорядка; это место
порядка, равновесия, гармонии или мира. Вне этого места и для того, кто
только стремится к нему, но еще не достиг его, — это состояние войны,
каким мы его определили, поскольку оппозиции, в которых таится беспорядок,
еще не преодолены окончательно.
В своем внешнем и социальном смысле легитимная война, направленная против
тех, кто нарушает порядок, и нацеленная на его восстановление, выражает
в сущности функцию правосудия, т. е. в целом уравновешивающую функцию
(119) (каков бы ни был ее вторичный и временный облик); но это — лишь
«малая священная война», которая являет только образ другой — «большой
священной войны». Здесь можно сослаться на то, что мы неоднократно говорили
еще в самом начале настоящего исследования о символической ценности исторических
фактов, которые могут рассматриваться как отображающие на свой лад реальности
высшего порядка.
Большая «священная война» — это борьба человека с врагами, которых он
носит в себе самом, т. е. со всеми элементами, нарушающими в нем порядок
и единство. Впрочем, речь идет не об уничтожении этих элементов — ведь
они, как все существующее, имеют свои причины и свое место в целом; речь,
скорее, идет о том (как мы только что сказали), чтобы их «преобразовать»,
приведя к единству, которое их в известном смысле поглощает. Человек должен
— прежде всего и постоянно — стремиться осуществить единство в себе самом,
во всем, что его составляет, в согласии со всеми особенностями человеческого
проявления, — единство мысли, единство действия, а также, что, пожалуй,
труднее всего, единство между мыслью и действием. Притом необходимо отметить,
что в действии важнее намерение (нийах), ибо только оно зависит полностью
от самого человека, а не от внешних обстоятельств, как всегда бывает с
результатами действия. Единство в намерении и постоянное стремление к
неизменному и неподвижному центру (120) символически выражены ритуальной
ориентацией (кыбла); ведь земные духовные центры суть видимые образы истинного
и единого центра всякого проявления, который, помимо того, непосредственно
отражается, как мы уже объяснили, в центральной точке каждого из миров,
а также во всех существах, где образом этой центральной точки является
«сердце», ибо оно действительно соответствует последней в телесном организме.
Для того, кто сумел полностью реализовать единство в себе самом, прекращается
всякое противостояние, а тем самым — состояние войны, ибо восстанавливается
абсолютный порядок, согласно целостной точке зрения, которая находится
за пределами всех частных точек зрения. Такому существу, как уже говорилось
ранее, отныне ничто не может повредить, ибо у него больше нет врагов ни
в нем, ни вне его; единство, осуществленное внутри, одновременно устанавливается
и снаружи, или, скорее, внешнего и внутреннего более не существует, ибо
это лишь одна из тех оппозиций, которые оно преодолело (121).
Обосновавшись окончательно в центре всего сущего, оно становится «само
себе законом» (122); его воля сливается с универсальной Волей («Воля Неба»
дальневосточной традиции, которая реально проявляется в той самой точке,
где находится такое существо); оно достигло «Великого Покоя», означающего
«божественное присутствие» (Эс-Шакина, имманентность Божества той точке,
которая и есть «Центр Мира»); отождествившись, путем объединения, с единым
первопринципом, оно видит единство во всем сущем и все сущее в единстве,
в абсолютной одновременности «вечного настоящего».
1
2 3
4 5
6 7
8 9 10
11 12
13 14
15 16
17 18
19 20
21 22
23 24
25 26
27 28
29 30
31 примечания
(открываются в новом окне)
|