Кельты придавали очень большое значение числу "три",
которое занимало важное место в их религиозно-мифологической традиции.
Так, одним из самых широко распространенных образов, которые встречаются
на фигуративных памятниках, происходящих из Галлии, является трицефал
- божество с тремя головами или тремя лицами. Например, на северо-востоке
Галлии культ трехголового божества был распространен у кельтского племени
ремов и их клиентов - суессионов. На территории этих племен было найдено
15 памятников, на которых изображен трицефал.
В Мальмезоне (около Реймса) найдена стела, на которой изображен трицефал,
помещенный поверх группы, образованной божественными персонажами - Меркурием
и его паредрой Росмертой. Любопытно, что в соседней с ремами общине тревиров
(район Трева), где господствовал культ богинь-Матерей, найдены два памятника
(в Треве и в Меце), на которых изображены три богини, причем та, которая
в центре, стоит на поверженном боге с тремя лицами и попирает его ногами.
Ж.Вандри, сравнивая этот мотив с предыдущим, приходит к правдоподобному
выводу, что у ремов покровителем племени был трицефал, а у тревиров сходную
функцию осуществляли богини-Матери, трицефал же присутствовал в поверженном
состоянии, но всё-таки присутствовал. (1)
В
римской Галлии в качестве трицефала часто выступает Меркурий, например,
на изображениях, происходящих из Лютеции, и на так называемых вазах "из
Бавэ". "Беспокоящая трицефалия, - пишет П.Дюваль, - увеличивает
его могущество".(2)
Кроме того, что кельты в изображениях своих богов утраивали самую
драгоценную часть человеческого тела - голову, они также были склонны
объединять их в триады. Так, на барельефах, происходящих из римской Галлии,
богини-Матери очень часто сгруппированы по три. На некоторых стелах галло-римская
Минерва соединена с Меркурием и Вулканом, поскольку все трое считались
покровителями ремесла в Галлии. На вотивной стеле из Реймса представлена
триада: Аполлон, Меркурий и галльский бог Цернуннос.
Тройственные образы свойственны не только фигуративным памятникам кельтской
религии.
Вандри отметил, что триада - формула, группирующая три факта или три наставления,
является господствующим жанром в гномической литературе Ирландии или Уэльса
и тройные персонажи и триады занимают важное место в эпической традиции
обоих народов.(3)
Ф.Леру и Х.Гионварк связывают тройственность кельтской традиции
с гипотезой о трехчастной идеологии индоевропейцев, как известно, введенной
в научный обиход Ж.Дюмезилем. "Кельты сохранили, - пишут они, - как
и большая часть индоевропейцев, но несомненно больше, чем некоторые из
них, привычку тройного видения мира, существ и вещей, идущую из времен
изначальной общности".(4) Однако, по-видимому,
в действительности символизм числа "три" древнее, чем даже время
первоначального индоевропейского единства и охватывает более обширные
регионы, чем один только индоевропейский мир.
О глубокой древности и широком распространении формулы тройственного деления
мира говорил М.Элиаде. Во-первых, он отмечал, что в традиционных цивилизациях,
как правило, Мир считается состоящим из трех этажей - Неба, Земли и Преисподней,
соединенных между собой центральной осью.(5)
Затем он еще раз обратился к этому вопросу, анализируя значение мистических
чисел 7 и 9. Указав, что отождествление Мирового Древа о семи ветвях с
семью планетными небесами вызвано месопотамскими влияниями, Элиаде в то
же время подчеркнул, что числу 3, символизирующему три космические области,
религиозное значение стало предаваться раньше, чем числу 7. Принято говорить
также о 9 небесах (и о девяти богах, девяти ветвях Мирового Древа и т.д.).
По мнению Элиаде, мистическое число 9 следует объяснять как 3х3 и, следовательно,
рассматривать как часть символики более древней, чем символика месопотамского
происхождения, проявляющаяся в числе 7.(6)
Таким образом, число "три" принадлежит к древним фундаментальным
символам человека и мира, и поэтому оно имеет распространение в самых
глубинных пластах мифологии и религии древних цивилизаций. И то обстоятельство,
что кельты уделили особенно большое внимание священному числу "три"
в их мифологии и религии, свидетельствует о том, что они, возможно, были
ближе, чем другие народы, не только к своим индоевропейским истокам, но
и к истокам изначальной традиции всего человечества.
Примечания:
1 Vendryes J. La Religion des Celtes. Paris,
1948, p.249.
2 Duval P.-M. Les dieux de la Gaule. Ed.2.
Paris, 1976, p.47.
3 Vendryes J. Op. cit., p.250.
4 Le Roux F., Guyonvar'h Ch. Les Druides.
Rennes, 1986, p.335.
5 Элиаде М. Космос и История. Москва, 1987,
с.145.
6 Элиаде М. Там же, с.159.
Н.С.Широкова
Жебелевские чтения-2 Тезисы докладов
научной конференции. 26-27 октября 1999 г.
ЦЕНТР
АНТИКОВЕДЕНИЯ
|